Ребенку ничего не интересно
Многие мамы современности озабочены проблемой - «Ах, ох моему ребенку, совсем ничего не интересно! Что только не делали. Кем же он (она) вырастет!».
Не мешайте детям. Это врождённое, и это работает. Если ребенок чем-то увлечённо занят – не трогайте его, совсем, оставьте в покое.
С условием конечно, что ребëнок занят чем-то реально безопасным, и это не выходит за рамки допустимых возможностей в данной ситуации поведения, что не ведет к катастрофе.
Этот означает, что если ребёнок сидит и уже битый час перекладывает одни и те же кубики сначало из коробки, а потом обратно и так по кругу, вот точно не надо ему взамен предлагать более развивающие, более полезные, интеллектуальные или попросту менее бестолковые занятия. Мамочки или папочки, пусть дитë перекладывает, он занят важным и нужным для него делом, а вы попейте чай-кофе, отдохните с книжкой, просто полежите на диване, приберитесь, или просто посмотрите в телевизор.
Это одно из правил продуктивного воспитания.
Ребёнок сам чем-то занят – это отлично, не спугните его, не отвлекайте, не вмешивайтесь, если он вас сам не зовёт. Он сосредоточен на саморазвитии, ни чего более ценного в данный момент быть не может.
Ребенок разобрал пирамидку и со странным упорством просто катает колечки по полу. Ну конечно, подумает заботливая мама, он же ничем полезным и развивающим не занят!
Бросаем все дела и срочно к ребенку, не теряя времени будем его развивать, показываем ему, в чëм заключается главный развивающий смысл пирамидки, так как, священная обязанность любого играющего детёныша (правильно собрать на палочку колечки по порядку, от большого до маленького и только так), и дико радуемся выполнении своей миссии, что вот теперь игра пошла в полезное, развивающее русло… ан нет, что-то пошло не так, как мы хотели, интерес у ребёнка странным образом испарился, и тут начинается мааама, иди отсюда, или сюда, мама, хочу вон то, не хочу вот это, ну вот, оставалось только кухню домыть, а теперь дитя как хвостик, и прилип, и канючит, а ведь до этого сидел бы и не мешал и был же с полным погружением занят своим делом.
Вот интересно, у взрослых же есть представление о том, что такое «надо», но при этом одновременно также есть и «что я хочу, то я и делаю», когда есть такая возможность.
Выходит, что если например кто-то подойдёт ко взрослому человеку, в его свободное время, или в законные выходные, со словами «чай пьешь с печеньками? Ну как-бы, молодец, только во-первых, чай не пьют из кофейных чашек, а во-вторых, крошки вокруг от печенья, и в-третьих вот тебе обручь, или гантели, иди крути или поднимай это полезнее гораздо, ну или пойди погуляй погода то хорошая», то такой советчик возможно как минимум будет проигнорирован, а может даже послан в вежливой форме. Это как минимум. А возможно и не в вежливой форме.
А вот с детьми такое типа можно и даже нужно. Взрослые ведь типа лучше знают, что развивает, а что нет.
А ребенку может быть плевать, ему просто не интересно, что по железной дороге должен ездить паровоз, и что именно в этом и есть смысл этой игры. Ему хочется сесть под столом просто на пол и целый час дуть в трубу паровоза, извлекая при этому разные неведомые до этого звуки, или складывать из рельсов шалашики и разрушать их сразу после построения проезжая сквозь них паровозом. Пусть дудит или строит и ломает. Ему сейчас так надо, ему интересно, он увлечён. Не вмешивайтесь, не прерывайте его познание, он пробует найти свой интерес.
Ребёнок нашёл ваши носки. Натягивает их на себя. За это время, пока он самым бездарным образом губил драгоценное время, которое можно было бы посвятить интеллектуально-развивающим занятиям, пока он надевал носки на свои ноги, руки, делала из них шарфик или флажок или просто теребит, можно успеть вымыть и уложить свои волосы, сделать макияж, помыть посуду или попить таки спокойно чаю с печеньками. Ребёнок своим занятием сделал спокойную и довольную маму. Точнее мама не вмешавшись сделала себе спокойствие, а ребенку развитие.. Два в одном.
Очередной родитель на консультации жалуется, что ребенок совсем безынициативный. Я спрашиваю, расскажите как вы гуляете? И как они гуляют: «Маша давай говорю покатайся с горки! Идем в песочнице лепить куличики! А вот пойдём на качелях покачаемся! Машенька идëм порисуем мелом, это так интересно говорю ей, а она не хочет! Ну что-же ты стоишь иди поиграй вон с теми детьми!» И вот, что не предложу ей, она или не хочет, или не интересно, или так делает как-будто мне это надо, а не ей.. Я осторожно говорю, что вы правы, это вам надо, а не ей. Она возможно хочет чего-то другого. Недоумение во взгляде в ответ. Мама убеждена,что ребёнка надо активно вовлекать и таким образом развивать. Разве, что вот инициативы от ребёнка не хватает, несмотря на все усилия со стороны родителя.
Так откуда у ребёнка инициатива возьмётся, если в его занятия и дела постоянно вмешиваются, прерывают и переключают на другое, если ребёнок часто даже не успевает толком сообразить, почувствовать нравится ему занятие или нет? И навязывают то, что совсем не хочется сейчас.
А если просто сидит и ногой дрыгает – тоже что-ли не вмешиваться? Да, пусть сидит и дрыгает, если не знаете чем себя занять, подрыгайте ногами вместе с ним, будет весело. Пользы точно будет больше, чем если попробовать заставить ребёнка делать то, что вы считаете правильным.
Конечно, для заботливой мамы, думающей о будущем это страшно и ужасно, что ребёнок целых полчаса будет занят ерундой, будет бездарно тратить ценное время, и не будет заучивать цифры, не будет делать упражнения по английскому, рисовать, не будет учить буквы или осваивать разнообразные социальные модели поведения в рамках запланированной игры в куклы, которые специально для этого купили, всё так но…
Но пусть он учится, самому главному, самому искать себе занятия, это в будущем ему сильно пригодится и заниматься им. Без принуждения, и навязывания. Сам по своему желанию, пробуя то или иное занятие ребёнок научается понимать себя, свои чувства, что интересно, а что нет для него. В этот момент, вот такой свободной и как-будто бестолковой игры, его мозг развивается самым оптимальным образом. Он осваивает самостоятельность...
Поэтому посмотрите на ребенка, который занят якобы какой-то очередной ерундой, прикиньте, не опасна ли она, и ловите момент – занимайтесь чем хотите, пока ваше внимание не требуется.
А уже потом при необходимости и на полезное можно переключать, а как это сделать с максимальной пользой можно узнать из:
Второго правила продуктивного воспитания.
И лучше, когда к этому готовы все участники процесса.
Автор текста: Костин С.А.