Видимо, старею, ибо раньше «Лабиринт» смотрел ради Дэвида Боуи, а теперь оттого, что там играет юная и прекрасная Дженнифер Коннелли. Хотя лента примечательна отнюдь не этими обстоятельствами, они лишь только способствовали её успеху.
«Лабиринт» стал образцовой «тёмной сказкой», с позволения сказать, детским триллером, который оказал огромное воздействие на массовую культуру. И вместе с тем являлся «переходным мостиком» от кажущихся ныне классическими сюжетов Льюиса Кэрролла.
С отсылками к Алисе всё вроде бы понятно, поскольку в фабуле неоднократно встречается падение в норы и тоннели, равно как вхождение в небольшие дверки. А также странные диалоги. В этой связи весьма удивительно, что никто не отметил – «руки помощи», которые держат Сару в недрах штольни - фактически прямая цитата из «Отвращения» Романа Полански, фильма категорически безрадостного про девушку, коя никак не хотел взрослеть.
Опять же именно сцена в тоннеле указывает, что надо быть осторожнее со своими желаниями, поскольку они могут сбыться и оказаться весьма чреватыми, ибо ошибочными. От исчезновения маленького брата, что в сердцах пожелала расстроенная девочка-подросток, до выбора направления следования.
Сара ошибается из раза в раз, но компенсирует свои ошибки усердием и настойчивостью. Именно эти качества, а вовсе не внутреннее чутье (или сказочное «доброе сердце») помогают ей преодолеть наваждения, будь то призрачный бал или мнимая комната детства.
И в этой части имеет смысл указать на то, что подобные локации позже были не раз воспроизведены в кино. Мнимый уют выдуманного жилища не раз использовался в киберпанке (от «Начала» до «Конгресса»), а танцевальная вечерника в стиле сумрачного барокко была сымитирована в сериале «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл».
А поскольку следование через лабиринт, по сути повторяет сюжетные особенности пути по дроге из «жёлтого кирпич» («Волшебник из страны Оз»), то схожие конструкции мы обнаруживаем на обширном пространстве современного фэнтези: от «Десятого королевства» до «Земляничного особняка».
Однако надо учитывать, что лабиринт – это рукотворное сооружение, а потому подразумеваются собственные страхи и тайные помыслы, которые надо преодолеть. В противном случае рискуешь навсегда погрязнуть в Трясине вечного зловония, которая (кстати) является фактически прямой аллюзией к предыдущему проекту мисс Коннелли – джалло «Феномен», когда её героине пришлось с головой окунуться в жижу из человеческих останков.
Впрочем, самым большим воздействием на современную массовую культуру стало впечатление, оказанное на молодую Джоан Роулинг, так как та позже вольно или невольно воссоздала часть элементов в мире Гарри Поттера. История начинается с того, что к Саре прилетает сова. В сюжете есть говорящая шляпа. И самое важное – карлика Хоггла не раз по ошибке именуют Хогвартс (вот вам отгадка названия учебного заведения, а то волшебный язык, волшебный язык!!!)
Есть ещё некоторые моменты, так сказать, по мелочи. Например, дверь, которая, появляясь где угодно, может вести в любое место, была и в «Пропавшей комнате», и в «Магическом мире Эндрю Беннетта». Хотя куда более интересно, что настойчивое и фактически неосуществимое желание попасть в Замок весьма напоминает Кафку. Хотя, казалось бы, оттуда девочкам знать про этого писателя?