По-моему, в нашей рубрике «Искусство о войне» не было ещё стихов. Исправим это упущение, стихов о войне и на военную тему написано великое множество. Мы же начнём с русской классики, а точнее с Михаила Юрьевича Лермонтова, творчество которого напрямую связано с военной тематикой.
И произведение, которое мы рассмотрим, это будет не «Бородино», всем известное (надеюсь) со школы, хотя эта поэма безусловно тоже достойна разбора и мы как-нибудь к ней вернёмся.
Я взял и перечитал лермонтовский «Валерик» – прекрасное стихотворение о сражении на Кавказе у одноимённой реки, в котором лично участвовал поэт.
Может меня поправят, но это самое крупное сражение в жизни Лермонтова. Произошло оно 11 июля 1840 года в 30 км от Грозного. Русский экспедиционный корпус подавлял чеченское восстание. Горцы создали укреп на берегу реки, и наши солдаты его штурмовали. Численность нашего отряда составляла около 2000 пехоты и 1400 кавалерии. Количество чеченцев Лермонтов оценивает в 6000-7000, но учитывая воображение поэта назовём его соразмерным. По официальным сведениям у нас 71 200-х, 265 – 300-х, а горцы при отступлении оставили 150 убитых на поле боя. Опять же, официальные сводки, как известно, разнятся с реальностью, но масштаб битвы и так впечатляет.
И этот кровопролитный бой Лермонтов искусно представил в виде… любовного письма.
Это письмо к возлюбленной, письмо отвергнутого любовника, который уехал на войну. «Я вам пишу случайно» – начинает Лермонтов. Он как будто извиняется, что потревожил даму, он не хотел её беспокоить (но побеспокоил!). Это письмо отторгнутого мужчины, который не может забыть свою любовь.
Вообще, Лермонтов тот ещё был красавец. Низкого роста, косолапый и сутулый с очень скверным характером. Он постоянно задирал своих коллег и товарищей, и офицера Мартынова, который убил его на дуэли, понять можно – Лермонтов был невыносим в общении. Но при этом писал гениальные стихи.
Прототипом той девушки, к которой адресовано послание, была Варвара Лопухина. Ей было 16, когда в неё влюбился 18-летний Лермонтов. Через четыре года её выдали замуж за более успешного дворянина, а Лермонтова сослали на войну. Ей он посвятил множество своих произведений. Как пишут биографы и свидетельствуют документы – Лермонтов сохранил свои чувства к Варваре до конца жизни. (Сохранил и мучал её своей любовью)
В каком-то мере в стихе «Валерик» можно увидеть обиду, вот, ты в свете ходишь и развлекаешься, а я тут на войне, где смерть и кровь. Эрос и Танатос, Любовь и Война зачастую связаны, вспомним слова песни «Когда мы были на войне», которая стала казачьей. Там солдат ищет смерть из-за своей неразделённой любви. И таких случаев на фронте полно. Отвергнутые любовники часто «находят упоение в бою и бездны мрачной на краю» (Это уже Пушкин). Женщины и война – это, вообще, отдельная и большая тема.
Возвращаясь к «Валерик» и даме, к которой обращается автор. Он пишет, как они чужды друг другу, что они находятся в разных мирах. И чтобы поразить свою даму сердца, он описывает, что пережил и увидел на Кавказе.
Эти картины расписаны в ярких красках, в войне Лермонтов находит свою романтику. Ночью ты «дремлешь под широкий тенью чинар или виноградных лоз», а днём «штыки горят под солнцем юга», и дальше автор вспоминает как «проходили тёмный лес, огнём дыша, пылал над нами лазурно-яркий свод небес».
Вдруг:
Чу – дальний выстрел! прожужжала
Шальная пуля… славный звук…
(Пишу сейчас рецензию, и слышу – Чу! зушки работают в тёмном небе Донецка)
И начинается бой:
Бой длился. Резались жестоко
Как звери, молча(!), с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.
…
Верхом помчался на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня…
Ура – и смолкло. – Вот кинжалы,
В приклады! – и пошла резня.
Лермонтов описывает, выражаясь современным сленгом, «мясной штурм», причём, «мясорубку» с обоих сторон.
Лермонтов со свойственной ему гениальностью очень ярко передаёт экзистенцию происходящего боя. Причём, видно его уважение к врагу, к кавказским татарам (так раньше называли все народы Кавказа), к их культуре и религии – Лермонтов несколько раз упоминает имя Пророка.
После описания боя Лермонтов рассуждает о безумии произошедшего:
…Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?
Ещё одно космическое совпадение – «Валерик» переводится с чеченского, как «река смерти», это блуждающая река, временами она пересыхает.
В конце снова автор возвращается к своей пассии. После описания кровавых сцен, он жеманничает, пишет, что лучше ей жить в неведении, что здесь творится (после того как он всё описал). Но «если вас мой безыскусственный рассказ развеселит, займет хоть малость, я буду счастлив», заканчивает он.
Великолепное стихотворение!
Но Лермонтов был хорош не только в стихах. За тот бой он был представлен к награде, но Николай I вычеркнул его из списка награждённых, так как испытывал неприязнь к поэту. И сейчас такое на войне нередко случается.
Дмитрий Селезнёв (Старый Шахтёр) специально для @wargonzoya
*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи
4279 3806 9842 9521