Найти тему
Блог Рязаночки

Ткачество на дощечках в Средневековье

В Средние времена, особенно в самом конце, в 15 веке часто изображали благородных, то есть знатных, женщин за станком с дощечками. Богородицу тоже изображали за ткачеством на дощечках.

Horae ad usum Parisiensem [Grandes Heures de Jean de Berry]. Дата издания : 1400-1410 https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b520004510/f75.item
Horae ad usum Parisiensem [Grandes Heures de Jean de Berry]. Дата издания : 1400-1410 https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b520004510/f75.item
Рукопись, начало 15 века, Франция. http://initiale.irht.cnrs.fr/codex/6561/9045
Рукопись, начало 15 века, Франция. http://initiale.irht.cnrs.fr/codex/6561/9045

Оказывается, дамам нельзя сидеть сложа руки в часы досуга. Они обязаны быть чем-то заняты и после дел. Рукоделием каким-нибудь, чтобы занять руки. Потому что "idle hands are the Devil's workshop", то есть «пустые руки — мастерская дьявола». Эта поговорка происходит из Библии, книги Притчей, Глава 16 стих 27 (притчи 16: 27). Эти строки,возможно, вдохновили Святого Иеронима написать в конце IV века: "fac et aliquid operis, ut semper te diabolus inveniat occupatum", или «занимайтесь каким-нибудь делом, чтобы дьявол всегда находил вас занятым». Позднее это повторил Чосер в "Кентерберийских рассказах" (1387-1400 г.г.), что, вероятно, и послужило источником его популярности.

-3

Это крестьянки и гражданки постоянно заняты вязанием не столько из любви к вязанию, сколько от нужды — вязанием варежек, свитеров, гольфов и чулков для близких и на продажу. И штопать, шить — а металлических игл еще не было, только костяные, не кайф ими вышивать. Для благородных женщин вязание считалось непрестижным.

-4

Вышивали и тогда, но почти не изображали дам за вышивкой. В Европе было открыто в 1370 году первое производство, на котором стали производить швейные иглы (были они без ушка — и как ими вышивать?). Делали их вручную, методом ковки.

Вышивальная рама из австрийского витража, середина 14 века
Вышивальная рама из австрийского витража, середина 14 века

Подробнее о средневековой вышивке в моей статье https://dzen.ru/media/id/63671cc340167a493ea8c976/6452330f44666f2adca0205d

Младенец Иисус ходит в ходунках, пока Мария и Иосиф работают. Свиток, представляющий речь Иисуса к Марии, гласит: “Я — твое утешение” ("Ego sum solacium tuum”). Со страницы 146 Голландских часов Екатерины Клевской (Нью-Йорк, Библиотека и музей Моргана, М. 917), созданных в Утрехте около 1440 года.
Младенец Иисус ходит в ходунках, пока Мария и Иосиф работают. Свиток, представляющий речь Иисуса к Марии, гласит: “Я — твое утешение” ("Ego sum solacium tuum”). Со страницы 146 Голландских часов Екатерины Клевской (Нью-Йорк, Библиотека и музей Моргана, М. 917), созданных в Утрехте около 1440 года.
-7
-8

 15 век (1400–1450) Франция. Кембридж, Гарвардский университет, Библиотека Хоутона
15 век (1400–1450) Франция. Кембридж, Гарвардский университет, Библиотека Хоутона

Манесский кодекс (aka Большая Гейдельбергская книга песен), 1ая четверть 14 века.Замужняя дама ( с покрывалом на голове) бросила свое тканье и лупит миннезингера (рыцарского певца) за то, что он полез под юбку. Она до этого ткала на дощечках и на бердышке с отверстиями. То есть, если она пригласила певца, чтобы слушать баллады, то все равно должна занять руки тем же ткачеством пояса.

-10

Даже Пенелопу из древнегреческой мифологии изображали за дамским рукоделием — ткачеством на лентоткацкой раме. Художника можно понять — в то время не знали, как одевались древние греки и какие у них были ткацкие станки.

Деталь миниатюры, изображающей Пенелопу за ткачеством и убийство ее женихов. Франция, 15 век.
Деталь миниатюры, изображающей Пенелопу за ткачеством и убийство ее женихов. Франция, 15 век.

П — Пофигизм. Пенелопа и женихи.

-12

А почему ткали именно пояс? Или тесьму? Одежда даже у аристократов однотонная. Которую ткали и королевы, судя по миниатюрам. Ткачество в те годы было домашней работой, пока не появились первые мануфактуры по производству тканей.

Производство льняной ткани. Миниатюра из манускрипта Боккаччо «Чистые и благородные дамы». Ок. 1400. Париж.
Производство льняной ткани. Миниатюра из манускрипта Боккаччо «Чистые и благородные дамы». Ок. 1400. Париж.
Эта миниатюра или картина происходит от французского перевода текста, написанного итальянским автором четырнадцатого века Боккаччо. Текст озаглавлен " О знаменитых женщинах" и эта особая копия текста была сделана для Филиппа Смелого, герцога Бургундского.
Эта миниатюра или картина происходит от французского перевода текста, написанного итальянским автором четырнадцатого века Боккаччо. Текст озаглавлен " О знаменитых женщинах" и эта особая копия текста была сделана для Филиппа Смелого, герцога Бургундского.

Узорчатые шелковые ткани были привозными и очень дорогими, одежду из византийской или китайской ткани носили короли и аристократы для важных мероприятий и для парадных портретов, а в обычные дни носили однотонную одежду. Чтобы украсить одежду, носили длинные или короткие пояса (могут быть и кожаными) или с пришитой тесьмой по срезам.

-15
Триптих со снятием Христа с креста Мастер Легенды Катарины (работал в Брюсселе в послед. трети 15в.), ок. 1466-1500
Триптих со снятием Христа с креста Мастер Легенды Катарины (работал в Брюсселе в послед. трети 15в.), ок. 1466-1500
Портрет Марии Бургундской (Эрнест Малер, XV в. Музей истории искусств, Вена)
Портрет Марии Бургундской (Эрнест Малер, XV в. Музей истории искусств, Вена)
ДЖЕЙНЕЙ ЛАННИСТЕР (фрагмент Марии или Маргариты Портинари из триптиха Хуго ван дер Гуса Портинари, ок. 1475, ныне в Уффици)
ДЖЕЙНЕЙ ЛАННИСТЕР (фрагмент Марии или Маргариты Портинари из триптиха Хуго ван дер Гуса Портинари, ок. 1475, ныне в Уффици)

Ткачество на дощечках известно с давних пор. Инструменты прядения и ткачества на корабле Осеберга. 9 век.

Инструменты прядения и ткачества на корабле Осеберга. 9 век.
Инструменты прядения и ткачества на корабле Осеберга. 9 век.

Текстиль и дощечки, найденные на кораблях викингов, Быгдей, Осло.

-20

Фрагмент плетеной ленты, найденной на корабле. Акварель Софи Крафт.

-21

Пояс с фигурными пластиками. 1350-1400

Пояс с фигурными пластиками. 1350-1400
Пояс с фигурными пластиками. 1350-1400
Пояс с фигурными пластиками. 1350-1400
Пояс с фигурными пластиками. 1350-1400
Пояс с фигурными пластиками. 1350-1400
Пояс с фигурными пластиками. 1350-1400

Реконструкторы делали одежду с широкой тесьмой и очень длинным поясом в стиле Средневековья.

Раннее Средневековье. Жена викинга.

-25

Средневековье. Аристократка.

-26

Славянский костюм.

-27

Современное ткачество на дощечках. Украса. ру

-28

Немного юмора ) Сложный узор требует большого количества дощечек и рядов. Так что это не было легким увлечением для дам и требовало напряженного внимания.

Мой коллаж
Мой коллаж