Найти тему
Блог Рязаночки

Вышивали на миниатюрах Средневековья и Возрождения

Смотрите, с каким увлечением женщина вышивает, каким взглядом смотрит на вышивку!

“Embroidering. At home with the virgin Mary. Austria, 1340. Schaffhausen, Stadtbibliothek, Gen. 8 @e-codices” «Вышивание. Дом  девы Марии. Австрия, 1340 г. Шаффхаузен, Городская библиотека, Генерал. 8 @ e-codices »
“Embroidering. At home with the virgin Mary. Austria, 1340. Schaffhausen, Stadtbibliothek, Gen. 8 @e-codices” «Вышивание. Дом девы Марии. Австрия, 1340 г. Шаффхаузен, Городская библиотека, Генерал. 8 @ e-codices »

Миниатюра в австрийской рукописи сделана в 1340, а ее любовь к вышивке понятна современным вышивальщицам!

Страница из рукописи
Страница из рукописи

Считается, что Средние века длились примерно с 500 по 1500, условно после падения Западной Римской империи и до Великих географических открытий и Возрождения -- ну не было королевского указа "Объявляю в моей стране конец Средневековья и начало Возрождения!" )) . В Италии начало эпохи Возрождения относят к XIV веку. Поэтому здесь иллюстрации времён не только Средневековья, но и Возрождения.

В Интернете нашла, но какая эта была рукопись, не написано. А как похоже на миниатюру выше! Очевидно, художник перерисовал на свой лад из этой рукописи в свою на заказ. И платье с декольте, волосы не спрятаны под покрывалом. Годы 1400-е?

С Пинтереста
С Пинтереста

Псалтырь содержит множество иллюстраций, одна из которых (MS Royal 2B VII f. 37v) показывает, как слева женщина вышивает на прямоугольной рамке. Рисунок отсылает к библейской истории о Гедеоне (Иероваале). Рисунок и полная рукопись датируются ок. 1310-1320.

Псалтырь королевы Марии, ныне хранящийся в Британской библиотеке в Лондоне, назван в честь английской королевы Марии, получившей Псалтирь в 1553 году.
Псалтырь королевы Марии, ныне хранящийся в Британской библиотеке в Лондоне, назван в честь английской королевы Марии, получившей Псалтирь в 1553 году.

Вышивальщица с квадратной разборной рамой. Витражное окно

Diu Minnezît - Stickrahmen aus einem österreichischen Glasfenster, Mitte 14tes Jahrhundert.  Пяльцы в окне из австрийского стекла, середина XIV века. Австрия. 14 век.
Diu Minnezît - Stickrahmen aus einem österreichischen Glasfenster, Mitte 14tes Jahrhundert. Пяльцы в окне из австрийского стекла, середина XIV века. Австрия. 14 век.

На этом витражном окне Дева Мария ткет на вертикальной раме.

Мария как Храмовая Дева, ок. 1350-60. Австрийский музей прикладного искусства.
Мария как Храмовая Дева, ок. 1350-60. Австрийский музей прикладного искусства.

Это полотно размером 1,61 на 1 м датируется 1350 годом. Большинство сцен, вышитых (шелком) в середине, изображают животных или имеют какое-то отношение к Христу, по краям полотнища чередуются головы с капюшонами и геральдические щиты.

Kloster Lüne -- бывший женский бенедиктинский монастырь, основанный в 1172 году, в Люнебурге, в Германии.
Kloster Lüne -- бывший женский бенедиктинский монастырь, основанный в 1172 году, в Люнебурге, в Германии.

Деталь этого полотна, изображающая мужчину в капюшоне.

Kloster Lüne -- бывший женский бенедиктинский монастырь, основанный в 1172 году, в Люнебурге, в Германии.
Kloster Lüne -- бывший женский бенедиктинский монастырь, основанный в 1172 году, в Люнебурге, в Германии.

Фрагмент вышитого гобелена с изображением влюбленных и органистом. Франция, около 1470 года. Шерстяная вышивка, полностью закрывавшая льняную основу и очень напоминала тканый гобелен. Тема взята из средневековой любовной поэзии. Верхушки деревьев и птицы указывают на сад любви. Слева пара плетет венок из цветов. Музыкант с переносным органом рядом с женщиной, не видной полностью и поющей, как показывают юбка и ноты.

Германский национальный музей
Германский национальный музей

А что ещё вышивали?

Дева Мария с девочками показывает т.н. siuvinėtus samplerius (сэмплеры -- вышитые учебные работы) наставнице. Её работа явно превосходит работы остальных своей сложностью. (1390-1400). В те времена аристократы отдавали своих детей на обучение какой-нибудь знатной супружеской паре, которая за плату обучала мальчиков военному делу и девочек ведению домашнего хозяйства и рукоделиям в замке.

Каталонский живописец Луис Боррасса (1360 — 1426?). Собо́р Свято́го Ма́рка, Венеция.
Каталонский живописец Луис Боррасса (1360 — 1426?). Собо́р Свято́го Ма́рка, Венеция.

Сэмплер (sampler) - вышитый кусок ткани, как демонстрация или тест навыков вышивальщицы. Чаще всего включает в себя алфавит, фигуры, мотивы, декоративные бордюры и, иногда, имя вышивальщицы и дату. Первые сэмплеры появились в 15-16 веках. Они были прообразами печатных изданий с вариантами вышивки: когда вышивальщица видела новый интересный вид вышивки или узор - она быстро вышивала маленький пример на своём сэмплере.

Один из старейших сэмплеров, которые дошли до наших времён. 16 век. Это уже Возрождение. Сэмплер, неизвестный производитель, 1500-1550, Германия

. Музей № Т.114-1956. © Музей Виктории и Альберта, Лондон.
. Музей № Т.114-1956. © Музей Виктории и Альберта, Лондон.

На картине ткут на станке и вышивают в раме. Francesco del Cossa. Аллегория марта: Триумф Минервы (деталь), 1476-84. Фреска.

 Палаццо Скифанойя, Город Феррара, Италия.
Палаццо Скифанойя, Город Феррара, Италия.

Вся фреска.

1476-84. Фреска, Палаццо Скифанойя, Город Феррара, Италия.
1476-84. Фреска, Палаццо Скифанойя, Город Феррара, Италия.

Различные старинные способы переноса рисунка на ткань -- с помощью света от свечи и от окна, с помощью припороха и черчением тупим ножом.

Перенос рисунка на ткань разными способами. 1532.
Перенос рисунка на ткань разными способами. 1532.

Современный способ припороха (как на левом нижнем рисунке)

Яндекс.Картины
Яндекс.Картины
Яндекс.Картины
Яндекс.Картины

Современный способ копирования рисунка с экрана ноутбука. Планшет не очень подходит, так как на его сенсорном экране изображение дрожит, от чего трудно чертить контур. Чертить мягким фломастером, чтобы не портить экран.

Мое фото
Мое фото

Дамы в саду за вышивкой, за кружевоплетением.

 - Альбом Amicorum Гервазиуса Фабрициуса (1603-1637)
- Альбом Amicorum Гервазиуса Фабрициуса (1603-1637)

Вы замечали, что на старинных картинах и иллюстрациях не вяжут? В то время вязание считалось грубым делом, только для простых людей и от нужды, себе и своим близким, также на продажу. А вышивка считалась "изощренным рукоделием", изысканным увлечением, чтобы занять свои руки на досуге и проявить свое творчество иглой.

Нашла на Пинтересте. Не совсем понятная иллюстрация, поиск по картине не дал результата. Обычно женщины вышивали на досуге, но мужчины -- нет. Скорее всего, это мастерская на свежем воздухе. Женщины кроют и шьют, мужчина вышивает в раме.

С Пинтереста
С Пинтереста

Профессиональный вышивальщик. Стол с рамой для вышивки. Емкость с бисером, если не с драгоценными камешками. Не хобби "для увеселения", это на заказ вышивали.

И котэ тут как тут )

Вышивальщик. Вышивальная рама. 1641 Немецкая школа.
Лионская городская библиотека. 1641
Вышивальщик. Вышивальная рама. 1641 Немецкая школа. Лионская городская библиотека. 1641