Найти тему

Путь художника-романтика, завершившийся очень печально: Каспар Давид Фридрих

110 прочитали

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Говоря о немецком искусстве начала XIX века, невозможно не вспомнить полные задумчивой созерцательности прекрасные пейзажи Каспара Давида Фридриха. В своих картинах он передал дух романтизма в полной мере. Как правило, природа в его исполнении полна величия и спокойствия, она красива и выражает идею вечной гармонии. Фридрих не был пейзажистом в смысле достоверной передачи какого-то конкретного вида; в своих произведениях он отражал свое видение природы.

Что бы он ни писал, это всегда является выражением субъективных чувств и переживаний. Таков романтический подход.

Подписывайтесь на другие мои каналы: Лидия, неисправимый гуманитарий и Это просто поэзия, а также на канал моего мужа Александр имхо.

Каспар Давид Фридрих. "Двое созерцающих Луну".
Каспар Давид Фридрих. "Двое созерцающих Луну".

Довольно часто Каспар Фридрих изображал в своих пейзажах людей. Как правило, они стоят спиной к зрителю и созерцают открывающиеся их взору впечатляющие виды. Так художник буквально вводил зрителей в свои картины. Среди подобных полотен хочу обратить ваше внимание на вот эту — «Двое созерцающих луну». Дело в том, что это автопортрет художника с его учеником Августом Генрихом. Традиция писать себя со спины существовует в искусстве издавна. Это довольно ироничный прием, но в случае Фридриха он закономерно ложится в его обычную практику изображения людей на фоне пейзажа.

Все его герои — меланхоличные созерцатели. В данном случае мы видим, что молодой Генрих опирается о плечо своего учителя, стоящего с тросточкой. Между мужчинами чувствуются доверительные близкие отношения.

Герхард фон Кюгельген. "Портрет Каспара Давида Фридриха". Около 1808
Герхард фон Кюгельген. "Портрет Каспара Давида Фридриха". Около 1808

Каспара Фридриха неоднократно портретировали его друзья-художники. На картине Герхарда фон Кюгельгена запечатлен 34-летний Фридрих. У него растрепанные бакенбарды, поднятый воротник пальто и пронзительный взгляд больших карих глаз. Образ совершенно романтический, что неудивительно.

Каспар Давид Фридрих родился в многодетной семье мыловара, жившей по строгим правилам лютеранства. Детство художника не было ни романтическим, ни счастливым. Мальчиком он потерял мать и двоих сестер с братом — они умерли во время эпидемии тифа. Учиться рисованию он начал довольно поздно — в 16 лет, но благодаря своему учителю познакомился с людьми, оказавшими существенное влияние на его духовное развитие. Благодаря им Фридриху удалось получить образование в престижной Датской королевской академии изящных искусств. После учебы он вернулся в Германию, обосновался в Дрездене и вошел в круг романтиков, в котором состояли люди разных творческих профессий. Кстати, он подружился и с Василием Жуковским, нашим поэтом-романтиком.

Самым близким другом Фридриха был норвежский художник Юхан Даль. Знакомство в 1805 году с Гёте стало началом общенемецкой известности Фридриха. С 1824 года он начал преподавать в дрезденской Академии художеств. Казалось, жизнь удалась, но увы — она завершилась совсем не романтически. В 1835 году Фридриха разбил паралич. Он потерял способность писать картины, получать доходы и, главное, своих друзей и учеников. Грустный финал достойной жизни, полной прекрасного творчества...

Читайте еще на моем канале:

Удивительная судьба первого чернокожего депутата французского Конвента

За что публика обожала Ференца Листа и сделала его воистину звездой