Найти тему

Шагит Хамматов – о творчестве, семье и мечте

Этого популярного актера жители нашей рес­публики знают не только как известного артиста Национального молодежного театра имени Мустая Карима, но еще и как обаятельного ведущего развлекательных программ башкирского телевидения. Завсегдатаям хоккейных матчей с участием «Салавата Юлаева» он близок в облике добродушного Старика Хоттабыча, заклинающего любимую команду на успех. Хамматов успешно пробует себя и в кино – в национальном и российском. Как на все хватает времени? Это мы и решили выяснить в откровенном разговоре с артистом, а еще узнать, что его восхищает, стимулирует и заставляет упорно двигаться вперед.

– По первому образованию вы музыкант, окончили училище искусств по классу кларнета и дирижирования. Почему решили поменять творческое направление и поступили на театральный факультет?

– Это произошло спонтанно, как озарение. Я случайно попал на спектакль «Нэркес» Башакадемтеатра, и он меня потряс. Помню, как пешком возвращался в общежитие, размазывая по щекам слезы. И вдруг меня, словно молния, пронзила мысль: «Я тоже так хочу! Мне надо быть актером!». Кстати, базовое музыкальное образование очень помогает в повседневной работе. Режиссеры ценят, что при необходимости я могу без проблем сыграть на баяне, кларнете, курае, пианино. Не надо кого-­то специально искать и приглашать на съемки или спектакли.

– Как отнеслись родители к такому неожиданному повороту в судьбе?

– Мама – с пониманием. Сказала: «Если тебе нравится это дело, работай. Главное – оставайся всегда человеком!». А отец ушел из жизни, когда мне едва исполнилось шесть. Поэтому повзрослел я рано. Уже в восемь лет мама, которой было тяжело в одиночку тащить пятерых детей, отправила меня из Абзелиловского района в Сибай, в музыкальную школу-­интернат. Через год меня перевели в Уфу. Скучал я жутко, обливаясь слезами, писал маме письма, обводя свою ладошку, а когда приходил ответ, тысячу раз целовал конверт и прятал его под подушку. Меня воспитал не интернет, а интернат. И я благодарен ему за прекрасную школу жизни.

Да, было сложно, особенно в общежитии училища искусств. Ребята постарше, отслужившие в армии, устанавливали свои порядки, довольно жесткие. Но я им тоже благодарен. Зато всему научился – стирать, убирать, готовить. Постоянно где­-то подрабатывал, чтобы не просить у мамы ни копейки. Теперь же, встав на ноги, мы с братом построили ей в деревне новый дом и стараемся во всем поддерживать.

– Вы сыграли роль Пупка в пьесе «Долгое­-долгое детство» по повести Мустая Карима. Не боялись повторений и ассоциаций с легендарным Олегом Хановым? При подготовке к роли сознательно смотрели или, наоборот, не смотрели спектакль с его участием?

– Смотрел, конечно. Но повторений не боялся, я полностью доверился своему педагогу Тансулпан Бабичевой, которая советовала играть легко, сердцем. Видимо, получилось, потому что сама Альфия Мустаевна, дочь писателя, приглашенная на премьеру спектакля, по­-матерински меня обняла и поблагодарила за точно созданный образ. Эта роль на многое в жизни раскрыла глаза, научила видеть необычное в обычном, поэтому она до сих пор для меня самая любимая.

-2

– Молодежь сейчас нечастый гость в театре. На башкирские спектакли приходят в основном носители языка. Что, по-­вашему, нужно сделать, чтобы молодым было интересно ходить в театр?

– Молодежный театр на то и называется молодежным, что в нем должна бурлить жизнь. Здесь нужны какие­-то необычные мероприятия – фестивали, встречи по интересам, гитарные, танцевальные вечера. Юноши и девушки будут там общаться, начнут приглашать своих друзей самых разных национальностей. Неформальное общение постепенно перерастет в совместный просмотр спектаклей. Поэтому я организовал свою авторскую программу «Без масок». Это откровенный разговор на камерной сцене с известными людьми рес­публики, где вопросы задаю не только я, но и сами зрители. Беседа дополняется тематическими музыкальными номерами.

– Чего не хватает сегодня в репертуаре национальному театру – классических пьес, современных, произведений национальных авторов, музыкальных спектаклей, водевилей?

– Нам как воздух нужны современные пьесы на актуальные темы – о пандемии, наркомании, СПИДе, игромании, СВО. Неужели современных драматургов они не волнуют? Театр – мощное оружие, обладающее огромным воспитательным эффектом, и это надо использовать по максимуму. Я сделал социальный заказ писателю Муниру Кунафину, он заинтересовался моим предложением и начал работать над пьесой под рабочим названием «Курьер». Надеюсь, активность проявят и другие авторы.

– Кем вы себя прежде всего считаете?

– Счастливым отцом двух прекрасных дочек, за что безмерно благодарен своей супруге. Айсылу – не актриса, мы случайно познакомились на Всероссийском форуме «Ломая барьеры», где она была в числе организаторов. Вообще это мероприятие стало для меня по­-настоящему судьбоносным. Во-­первых, я встретил женщину, близкую мне по мировоззрению, которую искренне полюбил. А во-­вторых, после общения с сильными духом людьми – ребятами, инвалидами с детства, и их мужественными родителями – я совершенно иначе стал воспринимать окружающую действительность. Понял, насколько я, оказывается, счастливый человек. У меня есть руки, ноги, видят глаза, слышат уши, я сам без посторонней помощи передвигаюсь. Имея все это, разве можно отчаиваться и впадать в депрессию? Я восхитился огромным жизнелюбием детей с ограниченными возможностями здоровья, их стремлением учиться, развиваться, всегда идти вперед, несмотря ни на что. Именно эти качества я стараюсь воспитывать в своих дочках. А еще хочу, чтобы они знали: все, что в жизни ни случается, – к лучшему! И за все надо благодарить Бога.

-3

– Вы бы хотели, чтобы дочери связали свою жизнь с искусством?

– Навязывать им ничего не буду. Однозначно. Пусть сами выбирают свою дорогу.

– Говорят: «Не сотвори себе кумира». И все же, чье творчество вас восхищает?

– В национальном театре – Шамиля Рахматуллина, к сожалению, уже покойного. А в российском кинематографе – Виктора Сухорукова. Это жадный до жизни актер с искрометным юмором и поразительно живыми глазами. У него в запасе всегда есть какой-­то эксклюзивный «нежданчик».

-4

– О чем вы мечтаете?

– О сыне. А еще хочу найти своего режиссера, каким был, к примеру, Рифкат Исрафилов для Нурии Ирсаевой и Олега Ханова. Хочу стать в руках мастера послушным пластилином, чтобы он вытащил из меня то, о чем я сам не подозреваю, чтобы вывернул нутро актера наизнанку, сохранив при этом мою индивидуальность и детскую непосредственность.

Я часто размышляю о том, для чего родился. Мое появление на свет 1 января 1987 года в сибайском роддоме было сложным. При рождении я не закричал, сердце еле билось, маме сказали, что шансы у малыша нулевые. Но произошло чудо, меня вытащили практически с того света. Значит, Аллах захотел, чтобы я жил, и, видимо, это неслучайно. Возможно, мне предначертана особая миссия. Остается только понять, какая, чтобы оставить на Земле свой яркий и важный след…

Лиана ЦЫГАНОВА

Заслуженный артист РБ Шагит Хамматов награжден дипломом Республиканского театрального фестиваля башкирской драматургии за исполнение роли Гермеса в спектакле по трагедии М. Карима «Не бросай огонь, Прометей!»; дипломом сообщества журналистов «Рейтинг Пресса», освещающих театральную жизнь, в номинации «Лучший дуэт» (с Гузель Аюповой) в спектакле В. Шекспира «Двенадцатая ночь»; Почетной грамотой театра за роль почтальона в спектакле «Загир, Гульшат и ключи от Берлина». В творческой копилке актера свыше 25 ролей, сыгранных на сцене МНТ им. Мустая Карима.

Фото из архива Шагита Хамматова