Завершение рассказа о ледовой поездке на север Ольхона - крупнейшего острова Байкала и пресных вод России вообще. От Саган-Хушуна (ссылки на прошлые части в конце статьи) на фоне забайкальских гор прекрасно виден следующий мыс Хобой в северной точке Ольхона, и отсюда лучше понятен перевод его бурятского названия - Клык:
До него 4,5 километра мимо мощного, но невзрачного мыса Хара-Ундэр:
А при взгляде на Хобой с воды однозначно понимаешь, откуда взялось его второе прозвище - мыс Дева:
Тут тоже, конечно, не обошлось без легенд о превращении в камень. Так что - немного байкальского н . ю:
Однако за вычетом этого ракурса Хобой всё же гораздо больше впечатляет сверху. И причина тому, пожалуй, даже не сам мыс: Ольхон лежит не совсем параллельно Приморскому хребту, Малое море к своей северной оконечности расширяется с 5 до 16 километров, а в совокупности выходит, что Ольхонский Рог вонзается буквально в середину Байкала.
Простор воды при взгляде с вон той вершины простирается с трёх сторон, причём на Большом Байкале перед Хобоем раскинулось самое широкое место моря-озера - порядка 80 километров до Баргузинского залива и полуострова Святой Нос. Вид на Хобой строго по оси Ольхона:
В день нашей экскурсии мыс очерчивала пугающая трещина с не вставшей ещё водой... и следами на берегу, указывающими, что лёд разошёлся строго горизонтально, не образовав опасной тонкой кромки. Разошёлся с пушечным грохотом и вибрацией буквально за день до нас, вызвав панику среди туристов и ухмылки бывалых шофёров и гидов.
Лёд у самого мыса встал колобовником - множество блинчиков с неровными краями: сперва они тут скопились, а потом взялась и вода между них. Но ледовая сказка Хобоя - не под ногами, ведь Хобой - это центр сокуев! И можно представить, какой высоты волна оставила поздней осенью эти наплески:
На валунах - необычные сокуи-медузы, особенность именно Большого Байкала, где валуны покрываются тонкими слоями льда от брызг обычного прибоя. Медузы скопились у пещерки в основании Каменной Девы:
В гротах под сокуями - таинственный зеленоватый свет:
А скопления сосулек - одна другой страннее:
В общем, Хобой - самое эффектное место Ольхона, с какой стороны ни взгляни:
Налево уходит берег Большого Байкала, обрывистый и мрачный: вся жизнь Ольхона обращена к Малому морю, а здесь - его тёмная сторона.
Вдали виден мыс Шунтэ-Левый, к духам которого бурятки традиционно ездят попросить дитя. Сверху он напоминает роженицу, раскинувшую согнутые в коленях ноги, меж которых, глянув вниз, можно увидеть голову каменного младенца. Снизу же - лишь почти гладкая стена, до которой не доходят маршруты зимних экскурсий:
Направо - вид в сторону Саган-Хушуна:
Да целый лес туриков, которые здесь складывают изо льда. Ведь на Хобое не только долгая стоянка и конечный пункт экскурсий - тут пересекаются пути. Так, мы у мыса встретили целую группу туристов, пришедших на коньках аж из Северобайкальска, да и вездеходы вроде заметного на кадре выше "Трэкола" явно не из Хужира курсируют.
А вот инфраструктуры - никакой, разве что небольшая автолавка с рыбой и глинтвейном. Даже туалет единственный на всём маршруте поставлен у Саган-Хушуна, а здесь та же роль, увы, досталась одному из гротов.
В целом, зимняя экскурсия раза в полтора короче летней - и по числу пунктов (выпадают без замены Шунтэ-Левый, Хранитель Байкала и деревня Узуры), и по времени: ещё засветло буханка уходит от берега и по самой середине Малого моря мчится обратно в Хужир с ветерком.
См. также:
Зима в Хужире. Столица байкальского туризма.
О любви островитян к "буханкам".
Харанцы и Едор - острова по дороге.
Саган-Хушун, или Три Брата. Почему сюда надо ездить зимой?