Этот дорожный проект стоимостью порядка 51 млрд руб. станет одним из самых технически сложных и капиталоемких на территории Дагестана. Недалеко от Российско-Азербайджанской границы в обход города Дербента будет построена четырехполосная скоростная автомагистраль протяженностью 33 км. В данный момент активно идут работы по государственной экспертизе проекта.
В ходе кампании, которая стартует в 2024-м, возведут четыре транспортные развязки и шесть путепроводов. Также построят проезды для сельхозтехники, скотопрогоны, проход для диких животных, надземные пешеходные переходы и тоннель. Что касается последнего, то его проложат под древней крепостной стеной, о чем в ноябре 2023-го сообщил замглавы местного Минтранса Магомед Тагиров.
По словам чиновника, рассматривались различные варианты, включая устройство выемки в стене крепости (так планировалось изначально), но в итоге выбор сделали в пользу тоннеля протяженностью 300 м. Такое решение позволит сохранить первозданность памятника истории. Причем, проектировать этот участок дороги инженеры будут совместно с археологами. Тагиров подчеркнул, что строительство обхода Дербента станет одним из самых затратных (примерно 1,5 млрд руб. за 1 км) и сложных (в техническом плане) проектов на территории республики.
Ввод объекта в эксплуатацию позволит освободить улицы города от транзитных автомобилей, что улучшит экологическую обстановку и существенно снизит нагрузку на инфраструктуру Дербента. Также реализация этой инициативы значительно увеличит среднюю скорость транспортного потока и снизит количество дорожно-транспортных происшествий на данном участке Р-217 «Кавказ». Детальной трассировки пока не представлено (см. примерный маршрут).
Новую трассу построят в рамках проекта развития международного транспортного коридора «Север-Юг», которому на фоне перераспределения логистических цепочек сегодня уделяется особое внимание. В текущем году по нему, как ожидается, суммарно перевезут 18 млн тонн грузов, что на треть больше, чем за двенадцать месяцев 2021-го.
Однако у МТК еще немало узких мест, которые до конца текущего десятилетия и предполагается ликвидировать. Для увеличения грузооборота по автодороге предусмотрена в том числе и реконструкция Р-217 «Кавказ». А помимо обхода Дербента, будут построены также трассы в стороне от Хасавюрта, через который ежедневно проезжает около 30 тыс. машин, и Махачкалы.
В первом случае — это 21 км (по две полосы в каждом направлении) дороги, в составе которой возведут один мост, пять путепроводов и три транспортные развязки. Маршрут будет начинаться в районе сел Хамавюрт и Тухчар и заканчиваться недалеко от села Эндирей (с 718-го по 739-й км Р-217). Летом был выбран подрядчик для строительства трассы — ООО «ДОРТЕХ». Сумма контракта составила около 21 млрд руб. (вернее двух контрактов на 11,8 млрд руб. и 9,4 млрд руб.). Ввод объекта в эксплуатацию, согласно документам, запланирован на ноябрь 2028-го.
В том же году предполагается сдача Северного обхода Махачкалы протяженностью 14 км с двумя развязками и одним путепроводом через стальную магистраль. Эта инициатива оценивается более чем в 30 млрд руб. Также за 5,5 млрд руб. будет проложена автодорога (6,5 км) к международному морскому порту Махачкалы, что обеспечит круглосуточную загрузку гавани и значительно увеличит перевалку грузов, а также освободит центральные улицы города, по которым сейчас в направлении порта следуют большегрузы. В 2024-м должны приступить и к строительству обходов Грозного (он соединит федеральные трассы Р-215 и Р-217 «Кавказ») и Астрахани (Северный обход).
В статье использованы изображения с сайта Федерального дорожного агентства (Росавтодор) / rosavtodor.gov.ru и Информационно-аналитического портала о дорогах России roads.ru