Найти тему
Строительный мир

Единственная автодорога, связывающая европейскую и дальневосточную части России: обновлен очередной участок

За одиннадцать месяцев текущего года в России обновили свыше 2,7 тыс. км федеральных дорог. Один из отремонтированных участков 27 ноября ввели на трассе, имеющей важное стратегическое значение — Р-297 «Амур» (Чита – Хабаровск) является единственным связующим звеном для автотранспорта между центральными регионами страны и Дальним Востоком. Учитывая данный факт, президент РФ Владимир Путин в 2014 году назвал эту дорогу уникальной.

Дорога особого значения

Очередной объект (44-километровый участок) был открыт при участии главы Росавтодора Романа Новикова и губернатора Забайкальского края Александра Осипова. Первый во время церемонии запуска движения, проходившей в режиме телемоста, подчеркнул важность Р-297 для дальнейшего развития территорий ДФО, особенно сегодня, когда на фоне переориентации грузовых потоков и поворотом российской экономики на восток, трасса стала еще более востребованной.

© Gajmar / CC BY-SA 4.0
© Gajmar / CC BY-SA 4.0

Работы на отрезке с 439-го по 483-й км стартовали в августе 2022-го и проходили в непростых природно-климатических условиях — дорога здесь проходит по многолетним мерзлым грунтам. Поэтому отечественным специалистам, чтобы не допустить в будущем дефектов асфальтобетонного покрытия, пришлось проводить дополнительные противодеформационные мероприятия, включающие устройство солнцевлагозащитных навесов (50 тыс. кв. м) и охлаждающих насыпей из скального грунта (84 тыс. кв. м).

В целом, в ходе кампании обновили дорожную одежду (было уложено два слоя асфальтобетона), отремонтировали водоотвод и водопропускные трубы, восстановили и укрепили кюветы, смонтировали барьерные ограждения, установили сигнальные столбики и дорожные знаки.

Трасса с историей

Дорогу от Читы до Хабаровска начали строить в 1977-м — соответствующее решение в Москве приняли еще в 1966 году. Ответственным за проект назначили Минобороны СССР, что было связано с особым стратегическим и оборонным значением объекта. До начала 1990-х из 2,1 тыс. км (с подъездами — 2,3 тыс. км) в асфальт успели закатать порядка 500 км. К этому моменту «Амур» получил статус автодороги федерального значения — до 2011-го на картах трасса обозначалась как М-58.

После распада страны работы шли крайне медленно. Активизировались они лишь в позапрошлом десятилетии. Официально о завершении строительства было объявлено в 2010 году. Правда, к этому времени некоторые участки введенные в 1980-х, уже требовали ремонта.

Занимавший тогда пост премьер-министра РФ Владимир Путин, проехав по новой трассе на Lada Kalina, дал поручение довести отдельные ее участки до нормативного состояния. С тех пор была проделана масштабная работа. Продолжается она и сегодня. В следующем году после ремонта ожидается ввод еще около 46 км.

В статье использованы изображения с сайтов Росавтодор / rosavtodor.gov.ru