В одной из синагог Господь учил в субботу (см. Лк. 13, 10). Суббота – день покоя. “Шаббат” в переводе с еврейского значит “покой”. Все правоверные иудеи собирались в синагоге, для того чтобы исполнить заповедь Божию, которая говорила, что шесть дней делай, а суббота – день Господу (см. Исх. 20, 9-10), нужно его посвящать благочестивым занятиям. Те, кто жили в Иерусалиме, конечно, стекались в Храм, но так как евреи издревле были торговым народом, то они жили по лицу всей земли, по всему Средиземноморью, даже в Европе уже в то время. Для того чтобы быть всегда с Богом, строили себе такие помещения совершенно разной формы, не имевшие какого-то сакраментального значения, чтобы почитать слово Божие. В синагогах хранились списки закона и пророков. Люди, которые наиболее ревностно в этом участвовали, назначались учителями, раввинами, которые не есть духовенство, потому что духовенство было из потомков Аарона, брата Моисея. Все они жили в Иерусалиме и обеспечивали богослужение в Храме. Уже на праздник Пасхи или Пятидесятницы многие старались прийти в Иерусалим, поэтому у евреев до сих пор есть такая поговорка: на следующий год в Иерусалиме. Эта поговорка сохранилась даже в ту эпоху, когда Иерусалим евреям никак не принадлежал, там не было практически ни одного еврея, но народ этим жил, что некогда опять можно будет собраться в Иерусалиме и отпраздновать Пасху. Сейчас и Пасху-то негде отпраздновать, потому что Храма и нет. Даже если был бы Храм, неизвестно, откуда взять священников, потому что непонятно, кто из евреев есть прямой потомок Аарона. В этом смысле проблем много. Но тогда Храм ещё жил своей жизнью и действовал, а все синагоги были некими филиалами.
Господь, конечно, приходил в субботу в синагогу, потому что именно там собирались все благочестивые иудеи, те, которые интересовались словом Божиим, те, которые жили в ожидании Мессии. Господь пришёл именно к ним, потому что никто другой не мог даже понять, о чём Он говорит. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний (Лк. 13, 11-14). По-своему он был прав, потому что исцеление – это есть исполнение некого действия, а суббота – это день покоя. Формально он был прав и, как начальник синагоги, он сделал такое замечание. В остальные дни люди обычно не собирались в синагоге, все остальные дни она пустая, потому что люди занимаются своими делами. Господь сказал ему в ответ: лицемер! (Лк. 10, 15) Так очень конкретно и очень обидно, очень прямо. Он назвал начальника синагоги при всех лицемером. Некоторые говорят: “А что ты мне при всех сказал?” А что, если не при всех, это что-нибудь меняет? Господь при всех сказал ему, начальнику синагоги, уважаемому человеку, потому что раз он начальник синагоги, его избрали как главного из учителей израилевых вот этой местности. Господь его при всех называет лицемером.
Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? (Лк. 10, 15) Действительно отвязывают и действительно ведут, потому что осёл не знает, что суббота. Что же, ему до следующего дня реветь: “Дай попить”? Понятное дело. Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его (Лк. 10, 16-17). Все радовались – почему? А потому что в Его словах и поступках всегда присутствовал здравый смысл, а в проявлении закона, даже если этот закон имеет санкцию свыше, часто бывает такое противоречие с реальной жизнью, так что этот закон смысл теряет. Когда существует презумпция закона над здравым смыслом, тогда людей начинает это возмущать. Здесь рассматривается такая интересная коллизия, которую всем нам нужно понять, потому что это качество, которое проявил начальник синагоги, за что и заслужил звание лицемера от Самого Господа, оно присуще каждому человеку. Закон существует не для того, чтобы извращать здравый смысл, а для того чтобы описать какую-то часто встречающуюся ситуацию и наметить из неё выход. Очень мало кто из школьников способны вывести какую-то формулу, поэтому большинство школьников во всём мире формулу выучивают, либо зрительно её запоминают, либо ещё как-нибудь, а уже потом в неё, в готовую, подставляют данные от разных задач и получают готовый ответ. А потом проверяет в конце учебника, совпадает ли он с тем, что там напечатано, и считает, что он решил. На самом деле ничего не решил, потому что это чисто механический подход, когда немножко видоизменяются эти данные, он уже теряется и не знает, как поступить. Подставляет, ничего не получается. Не то подставляет, не подходит. Надо обязательно понимать, как эта формула устроена изнутри. Так и закон Божий, нужно обязательно понимать и чувствовать, как он устроен изнутри, а то неизбежно какие-нибудь предписания закона в отдельном случае вступят в противоречие со здравым смыслом и со всей жизнью, что часто бывает. Так и не только с законом гражданским, государственным, не только с тем законом, который был у Израиля, но и с законом Евангельским, с законом церковным. За две тысячи лет в Церкви возникли правила, которые утверждены на Вселенских Соборах и которые являются неизменяемыми на протяжении столетий и всех последующих тысячелетий. Мы верим в святость и правильность этих правил. Мы видим, что так оно и есть, но в отдельных случаях, которые представляет жизнь, иногда нужно поступить вне этого правила. Если из внимания человека, как из внимания этого начальника синагоги, упускается из виду любовь к человеку, тогда возникает такая ситуация.
Представим себе, что эта женщина была бы не старая, которая восемнадцать лет была в согнутом состоянии, а была бы его родная дочь, и Христос бы её исцелил. Стал бы начальник синагоги так горячо вступаться за правило? Нет. Почему? Совершенно очевидно: это своё, это родное, это близкое, а другая – ничего, подождёт. Когда упускается сам человек, то возникает нарушение закона Божия, потому что главный закон Божий заключается в одной заповеди, что человек должен любить Бога (см. Втор. 6, 5), а проявляться эта заповедь должна в любви к человеку (Лев. 19, 18). Ведь для чего дана была заповедь о субботе? Все раввины, все священники, все левиты внушали народу Израилеву сотни лет то, что нужно в субботу оставлять все дела, идти в Храм или в синагогу, молиться Богу, читать Священное Писание и так далее. Говорилось, что суббота – это день святой, что ничего в субботу, кроме духовных занятий, делать ни в коем случае нельзя. Но цель-то какая? Цель не в том, чтобы эти занятия были во что бы то ни стало, а цель такая, чтобы люди приходили слушать слово Божие, а слово Божие учило их любви. И вот тут есть возможность проявить эту любовь, он же, начальник синагоги, запрещает совершить это проявление. То есть противоречие. Получается, что это правило лишено всякого смысла, потому что цель закона – привести к любви, а не наоборот. Все заповеди направлены либо на любовь к человеку, либо на любовь к Богу. Первая заповедь: помни, Израиль, что Бог един есть (см. Втор. 6, 4). Почему подчёркивается именно это? Евреи жили в окружении язычества. У каждого народа был свой бог, каждому божеству делали какие-то изображения, ему покланялись, жили какой-то своей жизнью. Израиль выделялся из общей среды, они знали, что Бог на самом деле един, а все остальные боги – это боги ложные. Почему никакой веротерпимости не было? Спаси и сохрани. Ну какая может быть веротерпимость какому-нибудь Аполлону или Зевсу, которому приносились человеческие жертвы? Мы толерантны, мы демократичны, мы веротерпимы. Закон для всех, религиозный плюрализм, но они приносят человеческие жертвы. Если здравый смысл отсутствует, тогда вступает закон. Не убий (Исх. 20, 13; Втор. 5, 17) – почему? Потому что человек – слишком драгоценное существо, один человек другого человека убивать не может. Все заповеди направлены только на любовь к Богу или на любовь к человеку. Закон должен был эти заповеди в человека внедрить, но такие дисциплинарные предписания вступали в какое-то противоречие.
И всегда вступают, до сих пор, в самом ближайшем проявлении нашей обычной жизни. Магазин работает до двадцати часов, без пяти восемь охранник не пускает, а человек не успел молока купить. Завтра с утра ему молоком кормить ребёнка, а нет молока. Охранник действует по инструкции – не положено. Вопрос: для чего существует магазин? Для того чтобы охранник выполнил инструкцию, для того чтобы люди пили молоко или для того чтобы хозяин нажился, потому что он с этого имеет определённую прибыль? Рассмотрим, если купят на пакет молока больше, хозяин наживётся больше? Больше. А если человек не получит молока, значит смысл магазина утрачивается, потому что если магазин закрыт или его нет вообще, это абсолютно равноценно. Получается, что интерес этого самого охранника, который, может быть, на полторы минуты позже уйдёт домой, он вступает в противоречие с самим существованием магазина и с прибылью хозяина. Если нормальный хозяин, как он поступит с этим охранником? Он, конечно, ему скажет: “Если ещё раз это произойдёт, ты вылетишь отсюда, как пробка из бутылки. Мне такие охранники не нужны”. Инструкция инструкцией, она поддерживает общий порядок, но речь не идёт о том, чтобы на полторы минуты позже закрытие осуществить. Вот в чём дело. Какой бы ни был закон, какой бы ни была инструкция, нужно всегда исходить из главной презумпции: зачем это вообще существует и во имя чего.
Абсолютно точно так же с заповедями Божьими. Они даны нам, людям, которые полностью потеряли нравственный облик, во многих своих проявлениях жизни стали жить, как животные, поэтому и в церквах, ещё раньше в синагогах людям внушали, что заповеди Божьи – это не изобретение человечества. Человек, если его отпустить, родить и выпустить в джунгли, вырастет зверем. Он будет руками есть сырое мясо, он будет ходить на четвереньках, он не будет иметь речи и так далее. Такие случаи бывали. Человек – это продукт воспитания, а не только биологии. Он, конечно, будет существом умным, гораздо умней, чем все остальные звери, но он будет зверем.
С чем связано то, что у нас в России сейчас на душу населения в сто раз убийств больше, чем сто лет назад? Изнасилований в тысячу раз больше, наркомании в десять тысяч раз больше, каких-то финансовых преступлений в тысячу раз больше. В чём причина? Причина в том, что в течение семидесяти пяти лет слово Божие вообще в народ не проникало. Возникло новое поколение людей, уникальное, такого на земле вообще никогда не было, таких советских людей не было никогда, потому что у любого народа, даже самого дикого, которые голыми ходят и из луков в рыбу стреляют в реке Амазонке, и то у них есть определённая религиозность, определённые заповеди, предписания, которые они считают сошедшими свыше.
Современному человеку вновь нужно внушать ещё сто или пятьсот лет, что нужно не прелюбодействовать (см. Исх. 20, 14; Втор. 5, 18), потому что он не понимает. Это всё равно, что взять обезьяну, посадить в клетку перед собой и сказать: “Не прелюбодействуй”. Она кивнёт, держи банан. Человек это не понимает и не чувствует. «Не воруй» – это то, что когда-то Моисей произнёс три с половиной тысячи лет тому назад, когда все славянские народы ещё по деревьям лазили, это уже было произнесено (см. Исх. 20, 15; Втор. 5, 19). Современному школьнику, десятикласснику, попробуй, внуши: чти отца и мать (см. Исх. 20, 12, Втор. 5, 16). То, что три тысячи лет назад ещё люди понимали, то теперь человек вообще этого не понимает, что этот старше, этот младше. Ему говорят: “Ну это же твой отец”. Он говорит: “Ну и что”. У него не рождается никаких ассоциаций. Вся история, которая была перед этим, сначала полторы тысячи лет Ветхого Завета, потом две тысячи лет Нового, из них тысяча лет христианства России, для него мимо всё прошло. Он об этом ничего не знает, нужно вновь и вновь объяснять. Если он вообще Бога не чувствует и не верует, то для него слова “заповедь Божия” ничего не значат. Человек находится только в сфере своих желаний. Увидел, что плохо лежит – украл. На жену обиделся – сблудил. Только в рамках инстинкта, ну сущий зверь. Так же поступает и слон, и носорог, любой паук и так далее, потому что никаких нравственных тормозов для этого нет.
Цель как раз – человека спасти от этого, чтобы он не деградировал в животный мир, чтобы он не вернулся опять к африканскому каннибализму, к бубнам, каким-то чумам, чтобы он продолжал духовно развиваться, чтобы любовь между людьми росла, чтобы люди перестали друг друга убивать, обворовывать, жить за счёт друг друга и так далее. У Господа такая цель. Поэтому люди вынуждены организовывать какие-то законы. Если люди безнравственные, они такие законы устраивают и такое устройство общества, которое несправедливо. Вдруг некий человек начинает действовать по закону, и все в ужасе от этого закона.
Когда это долго накапливается, происходит революция, когда возмущение – и всех на вилы, кого они считают виноватым. Конечно, есть подстрекатели, а сейчас с помощью денежных технологий можно не только в Грузии революцию сделать, а вообще где угодно. Пятистам человекам раздай по пятьдесят долларов, они тебе не только сутки простоят, а пятеро суток, потом к ним ещё подтянется молодёжь оголтелая. В Югославии, в Грузии любую революцию сделать очень просто, это будет “народоизъявление”. Любую революцию без финансирования практически невозможно осуществить. Невозможно вооружить, это всё стоит денег чьих-то, поэтому надо всегда смотреть по результату, кто от этого выиграл. Кто от этого выиграл, значит тот за это и заплатил. Без выигрыша никто не будет ничего платить, это понятно. Платить человек согласен, когда есть какая-то гарантия успеха. Так и обеспечиваются вообще все революции, в частности наша, не очень великая, но октябрьская революция. Она была сделана на немецкие и американские деньги. Известно даже количество сумм, как и чего. Слава Богу, это в финансовых документах отражено, есть документики, печати, проводки, всё это есть. Потом учебничек, опять же, за деньги напишут, какой надо, и школьникам будут рассказывать про дедушку такого-то лысенького, про такого-то усатенького. Вот такие дедушки были, они так любили народ, что сто миллионов прикончили. Обычная такая история. Но Господь-то хочет не этого лицемерного закона. Эта видимость законности, которая на самом деле прикрывает беззаконие, – это есть лицемерие. Как в Европе говорят, хорошая мина при плохой игре. Когда люди играют в карты, ему пришла карта – ну всё, конец, а он делает хорошее лицо, чтобы испугать, как будто у него такая карта пришла, чтобы тот карты бросил. Он абсолютно с проигрышными картами делает свой выигрыш.
И вот это лицемерие этого начальника синагоги проявилось, а Господь его обличил. Нам нужно тоже в своей жизни задуматься, потому что иногда весь пафос нашего с вами возмущения портив какого-то явления или против какого-то человека возникает не потому, что мы возмущены каким-то грехом и несправедливостью, а потому что ущемляются наши интересы, потому что нарушаются наши привязанности. В этом проявляется не наша любовь к истинности, а собственная корысть. Если мы поступаем согласно этому, то это есть лицемерие.
Самое мерзкое лицемерие – когда мы это рядим ещё в религиозные одежды. Это отвратительно. Бог есть любовь (1. Ин. 4, 16), и во имя любви люди бомбы взрывают, совершенно ни в чём не повинные летят на воздух. Спрашивается, ну какому на свете Аллаху это надо? Нужно полностью потерять нравственное чувство, чтобы оправдать это. Ну да, в мире есть какой-то несправедливый порядок, какая-то держава ведёт себя по-хамски. Хорошо, с этим можно согласиться, но почему эти школьники взлетают на воздух, они-то здесь причём? А он хочет, чтобы этим людям, которые недосягаемы, было больно. Им от этого не больно, больно мамам, папам, больно тётям, дядям. Сознание человека может прийти в такое извращённое состояние, что он уже этого не чувствует, ему нельзя никак это объяснить. Вот это высшее проявление лицемерия, вот в этом.
Почему Господь так жёстко, говоря по-современному, его остановил? Он говорит: лицемер! Потому что следующий шаг уже распни (Ин. 19, 6). Понтий Пилат – естественно, прекрасно юридически образованный человек, другого не могли поставить на Иудею. И он говорит: я не нахожу никакой вины в этом человеке (Лк. 23, 4). И они не находили. Чтобы Его распять, они Его сперва оклеветали, а потом ещё пригрозили, что если он Его не распнёт, на него напишут императору, что он возмутитель спокойствия и покрывает бунтовщика. Он говорит: “Ну тогда ладно, своя рубашка ближе к телу”. Он совершил преступление. Умыл он руки или не умыл, это ещё более отвратительно. Одно дело, если человек заблуждался, совершил юридическую ошибку. Всё бывает, хотя и это трагедия. Но другое дело – знаю, что убиваю невинного, ну и шут с ним. Ничего себе, до какого состояния души можно дойти. Поэтому Господь и говорит: лицемер!
В каждом из нас, когда совершается маленькое лицемерие, потом другое, а потом третье, способность к лицемерию возрастает. Она может принять в каждом из нас такие чудовищные формы, когда мы чёрное будем называть белым и когда, убивая человека, мы будем думать, что мы этим служим Самому Богу (см. Ин. 16, 2). Так тоже бывает. Господь Своих учеников от этого предупреждал. Поэтому Он говорил: берегитесь закваски фарисейской (Мф. 16, 6). Поэтому этот случай со скрюченной женщиной в синагоге Святая Церковь избирает для чтения в воскресный день, потому что он очень важен для нас, ведь у каждого человека есть склонность к этому. Дай нам, Бог, от этой склонности избавиться.
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/