Найти тему

Детские фортепианные конкурсы. Что важно для их пользы?

Оглавление

Любой опыт конкурсной практики полезен для обучающегося музыке. Вне зависимости от результата. Со мной могут не согласиться в случае, если речь идёт о негативной ситуации, когда конкурс не приносит ребёнку ничего, кроме стрессовых переживаний и разочарования.

И лично я, как преподаватель и пианистка, считаю, что учитель и родитель должны приложить максимальные усилия во избежание подобных случаев.

Далее по ходу статьи выделяю пункты – основные принципы, которыми можно руководствоваться с целью безопасной конкурсной практики.

Основываясь исключительно на собственном опыте, делюсь некоторыми личными выводами.

Большие возможности – большие требования

После поступления в музыкальный колледж при Ростовской консерватории (ССМШ), моя ученическая жизнь в среде преуспевающих сверстников, начинающих профессиональных музыкантов, в том числе пианистов, определила для меня новые ценности. Дала иное понимание себя и своих возможностей. А главное – появилась необходимость в огромной работе над собой для перехода на новый исполнительский уровень.

О «новомодных» перчатках как-то обещала рассказать, об особой методике занятий. В ближайших публикациях – сделаю!

Анастасия Шляховая. В репетитории, перед конкурсным выступлением, 2007 год. Подробнее об этом в другой статье, ссылка в конце публикации.
Анастасия Шляховая. В репетитории, перед конкурсным выступлением, 2007 год. Подробнее об этом в другой статье, ссылка в конце публикации.

Одним из движущих факторов развития исполнительского мастерства являются конкурсные выступления.

Подчеркну, что исполнительские конкурсы необходимы только в случае специализированной направленности учащегося. Этот опыт важен лишь для профессионального становления, если говорить не о районной самодеятельности, а о серьёзных в организационном и других смыслах мероприятиях.

В иных случаях следует подумать, прежде чем подвергать ребёнка подобному испытанию. А конкурс — это испытание, а для ребёнка может оказаться неоправданно тяжёлым, в случае неправильной подготовки.

Но при желании и возможностях, конечно, можно всё! И в Италию съездить, как бы на конкурс, а вообще, чтобы просто развеяться. Или в театр сходить, как бы на оперу, а вообще, чтобы зависнуть в буфете в антракте...

По пунктам:

1.

Если выдвижение ребёнка на конкурс обусловлено стремлением коллекционирования дипломов, то, по сути, это просто бумаги, которые к тому же теряют всякую ценность после достижения профессиональной зрелости.

Учитывая специфику современности (системное образование и характеристику его этапов), пожизненными наградами можно считать лишь те, что пианист получает в процессе или после получения высшего музыкального образования.

Всё, что было ранее – лишь подготовка ко «взрослой жизни», в которой не будет уместно бравировать детскими конкурсными достижениями (за редким исключением).

2.

И здесь хочу отметить, что самое главное для исполнителя в конкурсе – подготовка к нему. Одно без другого (конкурс без готовности к нему) не работает, более того – подобный опыт может оказаться болезненным для исполнителя.

Ценнейшей частью конкурсного события является период активной подготовки к нему. Как моральной, так и практической.

И изначально очень важно качественно и подробно пройти этот этап.

Помимо классных и домашних занятий, необходима концертная практика. В период перед конкурсным выступлением она крайне необходима, даже в большей степени, чем обычно.

Это обеспечивает ученика максимально возможной уверенностью. Более того, весь багаж наработок при подготовке остаётся с ним и влияет на профессиональное формирование в целом.

Таким образом можно сформулировать следующий пункт о пользе:

3.

При надлежащей подготовке, любой результат участия в конкурсе (а обусловленность результата может быть связана с разными причинами, не всегда зависящими от самого конкурсанта) — оказывается второстепенным и, по сути, не определяет дальнейшую судьбу юного пианиста.

Никакой результат конкурсного участия не определяет конечные выводы в отношении оценки возможностей ребёнка-исполнителя и его перспективы получения профессии музыканта.

По крайней мере не должен. Это касается всех случаев, включая получение лауреатства.

4.

При любых обстоятельствах, если исполнитель знает, что приложил максимальные усилия к работе — это большой шаг вперёд и его безусловная, личная победа.

Крайне важно ощущать себя готовым к конкурсу. И готовность эта, прежде всего, должна ощущаться непосредственно исполнителем. Не учителем и не родителем.

Речь не о волнении, присутствие управляемой меры которого абсолютно нормально. Важно именно ощущение готовности: наличия эмоциональных, физических и интеллектуальных сил в достаточной мере, чтобы работать на 200 % (потому что сто из них могут неожиданно растеряться по пути из закулисья к роялю на сцене).

Тему можно продолжать дальше, но пока остановлюсь на этом. Надеюсь, мои выводы из личного опыта могут оказаться полезными и интересными для дорогой аудитории.

Рада публиковать новый материал для Вас!

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статьи: