Любой опыт конкурсной практики полезен для обучающегося музыке. Вне зависимости от результата. Со мной могут не согласиться в случае, если речь идёт о негативной ситуации, когда конкурс не приносит ребёнку ничего, кроме стрессовых переживаний и разочарования.
И лично я, как преподаватель и пианистка, считаю, что учитель и родитель должны приложить максимальные усилия во избежание подобных случаев.
Далее по ходу статьи выделяю пункты – основные принципы, которыми можно руководствоваться с целью безопасной конкурсной практики.
Основываясь исключительно на собственном опыте, делюсь некоторыми личными выводами.
Большие возможности – большие требования
После поступления в музыкальный колледж при Ростовской консерватории (ССМШ), моя ученическая жизнь в среде преуспевающих сверстников, начинающих профессиональных музыкантов, в том числе пианистов, определила для меня новые ценности. Дала иное понимание себя и своих возможностей. А главное – появилась необходимость в огромной работе над собой для перехода на новый исполнительский уровень.
О «новомодных» перчатках как-то обещала рассказать, об особой методике занятий. В ближайших публикациях – сделаю!
Одним из движущих факторов развития исполнительского мастерства являются конкурсные выступления.
Подчеркну, что исполнительские конкурсы необходимы только в случае специализированной направленности учащегося. Этот опыт важен лишь для профессионального становления, если говорить не о районной самодеятельности, а о серьёзных в организационном и других смыслах мероприятиях.
В иных случаях следует подумать, прежде чем подвергать ребёнка подобному испытанию. А конкурс — это испытание, а для ребёнка может оказаться неоправданно тяжёлым, в случае неправильной подготовки.
Но при желании и возможностях, конечно, можно всё! И в Италию съездить, как бы на конкурс, а вообще, чтобы просто развеяться. Или в театр сходить, как бы на оперу, а вообще, чтобы зависнуть в буфете в антракте...
По пунктам:
1.
Если выдвижение ребёнка на конкурс обусловлено стремлением коллекционирования дипломов, то, по сути, это просто бумаги, которые к тому же теряют всякую ценность после достижения профессиональной зрелости.
Учитывая специфику современности (системное образование и характеристику его этапов), пожизненными наградами можно считать лишь те, что пианист получает в процессе или после получения высшего музыкального образования.
Всё, что было ранее – лишь подготовка ко «взрослой жизни», в которой не будет уместно бравировать детскими конкурсными достижениями (за редким исключением).
2.
И здесь хочу отметить, что самое главное для исполнителя в конкурсе – подготовка к нему. Одно без другого (конкурс без готовности к нему) не работает, более того – подобный опыт может оказаться болезненным для исполнителя.
Ценнейшей частью конкурсного события является период активной подготовки к нему. Как моральной, так и практической.
И изначально очень важно качественно и подробно пройти этот этап.
Помимо классных и домашних занятий, необходима концертная практика. В период перед конкурсным выступлением она крайне необходима, даже в большей степени, чем обычно.
Это обеспечивает ученика максимально возможной уверенностью. Более того, весь багаж наработок при подготовке остаётся с ним и влияет на профессиональное формирование в целом.
Таким образом можно сформулировать следующий пункт о пользе:
3.
При надлежащей подготовке, любой результат участия в конкурсе (а обусловленность результата может быть связана с разными причинами, не всегда зависящими от самого конкурсанта) — оказывается второстепенным и, по сути, не определяет дальнейшую судьбу юного пианиста.
Никакой результат конкурсного участия не определяет конечные выводы в отношении оценки возможностей ребёнка-исполнителя и его перспективы получения профессии музыканта.
По крайней мере не должен. Это касается всех случаев, включая получение лауреатства.
4.
При любых обстоятельствах, если исполнитель знает, что приложил максимальные усилия к работе — это большой шаг вперёд и его безусловная, личная победа.
Крайне важно ощущать себя готовым к конкурсу. И готовность эта, прежде всего, должна ощущаться непосредственно исполнителем. Не учителем и не родителем.
Речь не о волнении, присутствие управляемой меры которого абсолютно нормально. Важно именно ощущение готовности: наличия эмоциональных, физических и интеллектуальных сил в достаточной мере, чтобы работать на 200 % (потому что сто из них могут неожиданно растеряться по пути из закулисья к роялю на сцене).
Тему можно продолжать дальше, но пока остановлюсь на этом. Надеюсь, мои выводы из личного опыта могут оказаться полезными и интересными для дорогой аудитории.
Рада публиковать новый материал для Вас!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также статьи: