Что предложено
В Бийске прошли общественные слушания по проекту внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории для строительства линейного объекта под названием „Обводная дорога по телу дамбы и улицы Советской в городе Бийске Алтайского края“. Такое вот вполне себе солидное официальное название. Однако для многих бийчан, и не только тех, кто активно занимается общественной деятельностью, вопрос на самом деле актуальный.
Так где же пройдет обводная дорога к Зеленому клину, которую бурно обсуждают в квартирах на кухнях рядовые бийчане и чиновники в кабинетах? Причем разговоры эти начались еще на стадии проектирования самой дамбы. Стоит вспомнить, что изначально необходимость строительства возникла в качестве защитного сооружения города от наводнений в 2006 году. Но, впрочем, к истории обратимся чуть позже. Пока же поговорим о представленном проекте.
Предварительно строительство обводной дороги планируется разделить на два этапа. На первом дорога пройдет по телу дамбы от переулка Алейского до улицы Цесовской. На втором дорога будет пролегать по улице Советской от улицы 2‑й Нижне-Цесовской до Стахановской.
По информации, размещенной в „ВКонтакте“, предполагается, что новая городская трасса начнется в районе пересечения улиц Советской и Митрофанова, а закончится в районе городского парка у коммунального моста. Протяженность обводной дороги — 3 километра 131 метр. При этом большая часть трассы пройдет по поверхности дамбы, разделяющей пойму Бии и застроенную часть города.
При этом особо отмечается, что капитальных объектов в зоне стройки нет, разве что подземный канал „Голубой Дунай“. Убирать его не предусмотрено, а вот тепловую камеру и несколько опор освещения перенесут, и вдоль всей трассы будут установлены новые опоры. Кроме прочего после сдачи нового объекта планируется ограничить движение большегрузов в ночное время, скоростные ограничения для всех водителей. И, видимо, для комфорта местных жителей при строительстве будут использовать малошумные дорожные покрытия.
Упомянули в данном сообщении и об экологической ответственности дорожников: убирать и вывозить снег из водоохранной зоны в случае строительства дороги по телу дамбы им придется вовремя. В очередной раз встал вопрос и о строительстве очередной ветки ливневых стоков.
Слушания
Общественные слушания, согласно классическому их пониманию, подразумевают конструктивный разговор представителей мэрии, депутатского корпуса и, собственно, самих горожан, будь то общественник или дворник дядя Федя. Оттого и правом присутствия на слушаниях обладают все без исключения, как и правом высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Впрочем, существует регламент — желающий выступить, должен зарегистрироваться накануне, дабы не нарушать порядок и временные рамки. Понятно, что утвержденную процедуру проходят далеко не все. Вот и на этот раз общественные слушания превратились в поток взаимных обвинений и довольно агрессивных реплик, уводящих порой в совсем противоположную сторону от предмета обсуждения. Причем эмоциональной несдержанностью грешили не только рядовые горожане, но и сами чиновники. В итоге слушания прошли по принципу „кто кого перекричал“. И это с учетом, что изначально было заявлено, что речь пойдет не столько о месте, по которому пройдет обводная дорога, сколько о ливневой канализации и очистных сооружениях, которые дамбе просто необходимы.
Так, по сообщению депутата Думы Бийска Анатолия Чуя, дамба послужила причиной заболачивания территорий, прилегающих к объекту. Вода застаивается, ей некуда уходить. И именно по этой причине было принято решение о выделении земельных участков для обустройства коммуникаций под будущую инфраструктуру будущей обводной дороги. При этом подчеркивалось, что подобные сооружения будут построены и в районе самого Зеленого клина, то есть все городские стоки в идеале должны будут попадать в Бию уже полностью очищенными.
Предыстория
Общая протяженность бийской дамбы, послужившей причиной разногласий между жителями и администрацией, составляет 3,33 километра. Протяженность береговой линии в границах защищаемой территории — 3,5 километра. Высота гребня дамбы на 1,55 метра выше расчетного уровня воды. Ширина защитного сооружения — 11,5 метра. В ходе выполнения основных работ был произведен намыв дамбы с использованием 526,79 тысячи квадратных метров строительных материалов. Откосы закреплены камнем. Строительство вела новосибирская фирма „Сибмост“, которая для выполнения работ привлекала технику и специалистов бийских предприятий. По опубликованным во время строительства данным дамба позволит спасти от паводка около 7,5 тысячи горожан и исключить затопление застроенной жилыми домами территории площадью более 200 гектаров.
О том, что дамба изначально была предусмотрена еще советским генпланом застройки Бийска, вспомнили только после 2006 года, когда город затопила разгулявшаяся от паводковых вод Бия. Актуальность и необходимость объекта для города убедительно напомнил и 2014 год. Не будем вспоминать все перипетии строительства, вспомним только, что данный объект обошелся в более чем 420 миллионов рублей. А дорогу по дамбе еще четыре года назад оценивали в 780 миллионов: почти в два раза дороже! Тогда же краевое правительства вышло с предложением к правительству России включить проект строительства дороги по дамбе в Бийске в один из национальных проектов. Но вопрос отложили на „потом“.
Между тем годом ранее — в 2018‑м — Александр Рязанов как представитель организации-подрядчика „Доргеопроект“ рассказывал, что общее видение будущей дороги есть. И уже тогда делился с заказчиком — администраций Бийска — первыми набросками проекта обводной дороги. Тогда рассматривалось несколько вариантов организации движения, в том числе сделать по дамбе дорогу с односторонним движением от Зеленого клина в сторону коммунального моста или набережную. Был предусмотрен целый комплекс: сама дамба, люки водосброса, дорога, тротуары, освещение. Но от дороги 5 лет назад муниципалитет не отказался. Мало того, общая строительная длина дороги должна была составить 3,6 километра. Предусматривалось, что главным выездом с Зеленого клина в город будет переулок Кожевенный, у Центральной бани.
Впрочем, были у проекта 2018‑го и свои недочеты: для велодорожки места не хватало. И для набережной, о которой так давно мечтают бийчане, тогда рассматривались два иных места: в старом центре, от сквера Фомченко до коммунального моста, и на Зеленом клине.
Мнения разделились
Вот что писали бийчане в социальных сетях накануне извещения о проведении публичных слушаний:
— Под дорогу не годится, разрушит дамбу.
— Это же простая насыпь по сути, для полноценной набережной и автодороги эту дамбу нужно разрушить, а потом строить заново из других материалов, а где гарантия, что пока нет дамбы, не грянет мощное наводнение (читай — никакой, потому что такое наводнение бывает раз в 50 лет, не считая наводнения 2006 года)?
— А сделать и ТО, И ТО разве нельзя?
— Лучше набережную сделайте уже наконец‑то… А то дорога там в будущем вся развалится, и ремонтировать будет некому.
— Сейчас дамба — единственное место в городе, где можно покататься на велосипеде или погулять без машин. Если будет и дорога, и набережная, то опять будут сплошные выхлопные газы. Нужна набережная.
— Делать набережную выгоднее будет. Дорогу построят, еще же чистить нужно будет зимой, а пока с основными справиться не могут. Надежда только на раннюю весну осталась.
— А есть смысл это обсуждать???
Впрочем, есть среди горожан и сторонники строительства дороги по гребню дамбы. Вот что пишут они:
— Наконец‑то не придется в пробках стоять…
— Урра! Если будет „двухполоска“, я с работы из старого центра буду за 10 минут домой доезжать.
— Надо только остановки грамотно расставить, с учетом домов и детского сада, построенных напротив „Ленты“.
— Необходимо разгружать Мерлина, Трофимова… Без
обводной дороги по дамбе это будет сложно сделать.
Но, справедливости ради, стоит отметить, что комментариев бийчан в поддержку набережной на дамбе, а не дороги все‑таки больше. Причем в разы.
И что дальше?
На самом деле публичные слушания, скорее, некая формальность. Ну вроде как положено обсудить. На самом деле решения будут приниматься на основании реальной стоимости проектов, точнее, их сметно-проектной стоимости (СПС). Она, кстати, не один год делается. К тому же, по сути, строить городу придется два объекта: и набережную, в каком уж месте, пока неизвестно, и обводную дорогу. Факт, что городу самостоятельно такую стройку не потянуть, не оспорим. Так что надо накинуть еще пару-тройку, а то и более лет на вхождение в соответствующую федеральную программу.
И, кстати, еще в феврале этого года, когда вновь был поднят вопрос о сооружении обводной, действующий мэр Виктор Щигрев тогда высказался по этому поводу следующим образом:
— Многие бийчане просят дорожную развязку, многие — набережную, К слову, возможен и комбинированный вариант: в вечернее время перекрывать движение и превращать дорогу в пешеходную прогулочную зону. Но в этом случае ширины гребня дамбы не хватило бы для обустройства на ней набережной, о которой давно просят бийчане.
При этом с учетом всей предыстории и проведенных накануне публичных слушаний следует отчетливо понимать, что чудеса, если и происходят, то не так быстро, как хотелось бы. Говоря проще, обещанного три года ждут, а в наших реалиях и того дольше.