Польское государство, в X в. созданное славянским князем Мечиславом I и в Средневековье стоявшее в аванагарде восточноевропейской политики, в 1569 г. объединившееся при своей фактически старшей роли с Великим княжеством Литовским в монархическую унию – Речь Посполитую, а в начале XVII в. активно пытавшееся, в том числе путем прямого военного вмешательства, посадить своего королевича Владислава Ваза на русский престол, к середине XVII в. погрузилось в прогрессирующий упадок.
Причиной этого было нараставшее вольнолюбие шляхты – мелкопоместного дворянства, составлявшего значительную часть населения и политически активный костяк того. Являясь основной частью польского войска и формируя состав сеймов – представительных советов, изъявляющих волю населения исполнительным властям, а также самой польско-литовской короне, шляхтичи добивались для себя все больших свобод и привилегий, ограничивая влияние и вершивших политику польско-литовского государства в целом крупных землевладельцев – магнатов, и самого короля.
Король приглашался на трон верховным сеймом Речи Посполитой обыкновенно из иностранных принцев и фактически не имел даже собственной казны: его двор и политические мероприятия финансировались по указанию верховного сейма, который мог и отказать короне в выделении средств. Королевская власть в Речи Посполитой была настолько ограниченной, что в 1574 г. занимавший посполитый трон французский принц Генрих Валуа, узнав о смерти своего брата – короля Франции Карла IX, немедленно бросил польско-литовскую корону и отправился на родину, чтобы занять трон французский, суливший больше власти и богатства.
Каждый шляхтич, даже самый бедный, владевший единственной деревней в несколько дворов и, чтобы не впасть в нищету, вынужденный подчас сам пахать землю вместе со своими крепостными крестьянами, сам решал, как ему распоряжаться в своих миниатюрных владениях, являться или нет на службу, даже если шла война.
Шляхтичи часто устраивали жестокие ссоры и даже мини-войны между собой, своевольно возвращались домой в разгар войны, переходили на сторону противника. При этом они обладали практически неограниченной властью над своими крепостными людьми, взимали с крестьян всевозможные разорительные подати (даже за выдачу замуж дочери или похороны умершего близкого крестьянин должен уплатить помещику налог), принуждали подвластный люд к покупке производимого в их цехах алкоголя.
К политической дезорганизации польского государства добавлялся усиливавшийся классовый конфликт, так как впавшие в отчаяние от нужды и помещичьего произвола крестьяне выходили из повиновения, поднимали мятежи.
С середины XVII в. Речь Посполитая начала терять свои окраинные территории, переходившие под власть других правителей, и терпеть нашествия иноземных войск.
В последней трети XVIII в. Речь Посполитая была оккупирована прусскими, австрийскими и российскими войсками и прекратила свое существование, попытки сопротивления польских патриотов подавлены, в ходе разделов 1772, 1793 и 1795 гг. земли, населенные преимущественно собственно поляками, перешли к Пруссии и Австрии, непольские – Западная Белоруссия, Западная Волынь, Литва, Курляндия, – к России.
На польских и западно-украинских землях, отошедших Австрии, было создано формально отдельное Королевство Галиции и Лодомерии с Великим княжеством Краковским и княжествами Освенцима и Затора, трон которого, однако, всегда занимал эрцгерцог, впоследствии – император, Австрии из династии Габсбургов. То есть, Галиция и Лодомерия, столицей которых стал украинский город Львов, являлись так называемой коронной землей Австрии. Восточная Белоруссия и Восточная Украина еще по итогам войны между Московским государством и Речью Посполитой 1654 – 1657 гг. отошли к России.
Полная версия статьи на нашем сайте:
Если было интересно, не забудьте про 👍. Спасибо, что заглянули к нам👀. Позитивной зимы⛄
Еще в нашей ленте: