Есть мнение, что в разгар последней ледниковой эпохи – 75 тысяч лет назад – род человеческий едва не был сметён с лица Земли извержением супервулкана Тоба. На острове Суматра в Индонезии. В результате подземного взрыва и образования гигантского кратера тогда в атмосферу было выброшено в 20-30 раз больше пепла, чем во время сильнейшего извержения исторического времени, – взрыва Тамборы в 1815 году, вошедшем в историю, как «год без лета». Пепел же Тоба обнаружен через Африку – на островах Атлантического океана.
Пепла было много – 800 кубических километров, не считая 2800 кубических километров лавы. И по расчётам некоторых исследователей событие должно было вызвать «ядерную зиму» с падением среднепланетарной температуры на 15 градусов… Учитывая, что речь идёт о периоде ледниковом, это означает что она опустилась до -6 или -10 градусов. На десятилетия.
Пережить этого ад смогло только около 2000 человек. Из предположительно 1-5 миллионов тогда на Земле обивших. По мнению некоторых исследователей.
...По мнению некоторых исследователей. Вполне компетентному, – не вызывающему претензий per se. Причём, исследователей вполне уважаемых и признанных. Но, тем не менее, как можно видеть, подверженных общечеловеческим порывам к преувеличению и драматизации.
Собственно же, извержение супервулкана Тоба интересно в первую очередь не последствиями, а их отсутствием. По данным археологии, тогда – 75 тысяч лет назад, – на Земле ничего особенного не произошло. Извержение в некоторых регионах, в первую очередь в Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии привело к смене культур, – а тогда уже появились археологические культуры. Но не привело к изменению или «откату» общих тенденций развития. Именно в этот период первая волна людей современного физического типа, – ещё не кроманьонцев, – вдоль побережья Индийского океана расселялась из Африки на восток. Потери, кажется, были велики, но даже легендарные хоббиты с острова Флорес, – в наиболее пострадавшей Индонезии, – уцелели. Все же кому суждено было, – неандертальцы, например, или денисовцы, – и хоббиты, кстати, – исчезли уже потом и при других обстоятельствах.
Если осталось всего 2000 человек, странно было бы, что данной популяции хватило на возрождение всех подвидов и рас. Существовали же уже и некоторые современные расы: негритосы в Азии, койсанцы в Африке… Впрочем, Африку, кажется, вообще не зацепило.
Однако, это не надо понимать так, что извержения не было, или мощь его оценена неверно. В этой области расчёты точны и картину дают объективную. Масштабы выброса пепла и газов в атмосферу были чудовищными.
Но далее вопрос переходит к компетенцию климатологии… Кто-то скажет «лженауки» или «не науки», – сейчас такие формулировки в моде, – и это будет абсолютно несправедливо. Настоящей науки, очень серьёзной, нужной, однако, совершенно не проработанной. Точность математических моделей, позволяющих предсказывать изменения климата, – в том числе средней температуры, – в зависимости от изменения состава атмосферы, – ниже всякой критики. Расчёты в данной области, – вообще ни о чём. В данном же случае результаты получены экстраполяцией последствий извержения Тамборы, – ещё и известных фрагментарно. Год без лета в Европе был. При том что в самой Индонезии, или Австралии – нет… А на большей части площади планеты в 1815 году никто метеосводок не составлял... Почему, в Европе? Тайна сия велика, а причастность Тамборы сама по себе требует доказательств. Хотя… скорее всего… Каким-то образом… И если это помножить на двадцать…
Последствия извержения Тобы для климата на данном этапе развития климатологии реконструированы быть не могут. Возможно, – наверняка даже, – человечество потерпело урон. Масштабы которого неизвестны, – палеодемография не располагает надёжными средствами определения плотности населения в разных регионах до и после извержения.
Известное же говорит, что урон был некритичным.
Если же исходить из вероятного, – в Африке, скорее всего, извержение не имело последствий. В Европе… неважно. Там по мере наступлений и отступлений ледника всё время кто-то вымирал… Но тоже, вроде, ничего страшного не случилось.
В Азии же извержение могло вызвать тот самый «год без лета». И может быть и нечто худшее, – несколько тяжёлых лет.
Критических последствий это не имело, поскольку, первобытный человек был рассчитан на такие потрясения. Как и любые другие дикие животные. Катастрофа лишь означала, что нормальный – ленивый – ритм жизни, когда на поиски пищи и решение прочих задач достаточно 3 часов, – обычный уклад дикарей, – был нарушен. Но в сутках остаётся ещё 21 час.
Бонусные статьи на Boosty и поддержка канала
Крестьяне начала XIX века пострадали от неурожая больше, ибо имели единственный источник ресурсов. Дикие же племена, не найдя плодов, могли сосредоточиться на охоте. Ведь звери тоже рассчитаны на экстремальные условия – засухи например. Сразу они не могли вымереть. Да и не сразу 75 тысяч лет назад не вымер ни один вид. Даже хрупкие панды какие-нибудь – и те устояли.
Странно был б, с учётом вышеуказанного факта, если б самый приспособленный из видов, – человек, – пострадал чувствительно.