Найти в Дзене
Из жизни инженера

Технологические секреты моделей

Что лучше - старая или новая модель? Немецкая или испано-китайская модель?

Представляю соперников - две модели вагонов: платформу Minitrix 13241 и цистерну Ibertren 55014. Если кто-то сможет меня дополнить историческими сведениями по реальным вагонам, то буду очень признателен.

Такая модель компании Minitrix под номером 13241 и в таком оформлении ( в такой ливрее) числится в каталоге Trix за 1993/94 года. Реальный вагон - образец для этой модели, бегал по путям K.Bay.Sts.B. почти сто лет до выпуска, с 1898 года.

-2

Общая база данных для типоразмера N под этим номеров выдает платформу с другой ливреей. Поэтому для меня трудно определить, кто из них прав.

Модели такой конструкции (но в разном оформлении) выпускались с 1988 по 1994 год.

Цистерна от испанской компании Ibertren 55014, что сейчас привычно, выпускалась Китаем, приблизительно года два-три назад.

-3
-4

На мой взгляд, обе модели сделаны на достаточно высоком уровне.

Что их объединяет? Оба вагона имеют, практически, минимальную длину для вагона в 9ке. И там и там не было в моделях не было пространства, чтобы сделать модель лучше. Конструкторы и технологи моделей работали на пределе возможного. Сейчас поясню свою мысль.

Давайте посмотрим сначала на платформу.

Требовалось:

- чтобы модель соответствовала оригиналу и имела такие же пропорции, что и другие модели (то есть рама вагона должна быть на такой же высоте, что и у остальных),

- чтобы колесные пары не выскакивали из своих мест,

- чтобы было место для утяжелителя (иначе вагон будет слишком легкий и будет соскакивать с рельс при движении). Причем здесь груз должен быть тяжелее, потому что самой пластмассы очень мало по сравнению с полувагоном, не говоря о закрытых вагонах.

- чтобы стояли стандартные сцепки, и т.д. и т.п.

А еще модель должна быть жесткой, чтобы ее не корёжило в руках моделиста и на поворотах.

А самое главное: модель должна оставаться моделью и моделью высокого уровня.

Проектировщики модели применили прием, который применяют иллюзионисты, пряча девушку или кроликов в ящик с двойным дном. Черная пластмассовая рама входит в борта вагона, пол вагона чуть завышен, по сравнению с наружными бортами. Чтобы было больше места для утяжелителя, боковинки этой черной рамы сделали тоньше. Как следствие, «поплыла» толщина держателей колесных пар (то, что мы видим как рессоры с буксами) - они стали тоньше и конструкция стала очень хлипкой.

-5

Здесь вовремя вспомнили о тормозных колодках и расположили их там, где они и должны стоять на оригинале. А у модели это продольные ребра усилили жесткость колесных держателей. Но не слишком… Поэтому пришлось делать то, что никогда не делали на других вагонах – сделали, по сути дела, реальные рамы для колпар! С одной стороны вагонной оси ей ничего не мешало, а вот с другой стоял механизм сцепки. Поэтому эту раму пришлось опустить. Чтобы колесная пара держалась более прочно на своем месте (потому что на такие тонкие держатели надежд было мало) добавили еще полузамок-полуподдерживатель для оси в середине. А крышку сцепки пришлось поместить над рамой.

Извините за сленг - я пытаюсь описать модель с точки зрения технолога.

Это, наверное, одни из немногих вагонов в N-ке, где колесная ось проходит под крышкой сцепки - для сцепки просто не было места.

-6

С колесными парами разобрались.

Кузов с полом и бортами, которые высотой всего 3мм оказался тоже достаточно хлипким. И тут кому-то пришла идея воспользоваться тем, что было на виду у образца - реальный вагон для крепления тросов имеет или кольца или скобы. Вот так это выглядит на реальных вагонах:

Про скобы мы говорить не будем, а вот к кольцам присмотримся поближе. Вообще, многие модельные компании показывали кольца на бортах платформ и полувагонов. Вспомните полувагон PIKO, у платформы Fleischmann. А Roco просто их навесила на модель, как на елку. У тех моделей, которые я посмотрел, эти кольца находятся на бортах, не выходя за габариты бортов.

Trix опустил кольца ниже габаритов. Это усложнило конструкцию литейной формы.

-9

Если присмотритесь, то можно увидеть литьевые уклоны на "кольцах". Но эти дополнительные 0,3мм к 3мм высоты бортов – это повысило жесткость конструкции корпуса.

Вот так, около 30лет назад, у Trix получилась очень маленькая модель платформы. К ней можно предъявить претензию, что дерево, мол, при таком масштабе так смотреться не будет. Можно обсуждать насколько достоверно модель соответствует оригиналу.

Но, с точки зрения проектирования и технологии, модель выполнена на отлично. Такие же принципы Trix повторял еще несколько раз в вагонах такой длины.

Но, если модель была хоть на пять миллиметров длиннее, то конструкции держателей колесных пар и расположения сцепок сразу упрощались.

Теперь давайте посмотрим, как та же самая проблема решалась в наше время в Испании, на примере Ibertren 55014. Трудно сказать, проектировали эту модель в Китае или Испании, но то, что ее изготавливали в Китае - совершенно точно.

Итак, те же самые 46мм длины.

С одной стороны, здесь задание легче: груз-утяжелитель можно спрятать в корпус цистерны. С другой стороны, рама цистерны, в отличие от полувагона, должна быть «прозрачной», то есть должны быть видны элементы конструкции.

Так, первым делом проектировщики вдвое увеличили толщину держателей колесных пар. Плюс, тормозные колодки они сделали совместно с держателями, увеличив жесткость держателей. Жесткость раме вагона придает привинченный к ней корпус и подпорки цистерны.

-10

Сцепной механизм пришлось прикрыть сверху, чтобы пружина и механизм не портили приятный вид (обычно на модель смотрят сверху, когда она находится на макете). Рама получилась псевдопрозрачная – вроде бы она должна быть – и балки обозначены, но не более того.

-11

А снизу они не заморачивались – они просто убрали ВСЕ стенки и крышку сцепочных механизмов. Мы можем видеть и пружины и места, там где они крепятся. Это похоже на ренген, но причина гораздо прозаичней – габариты сцепочного механизма стали минимальны. Правда, и пружина выглядит не очень аккуратно и как она поведет, если модель будет постоянно ходить в покатушках – сказать трудно.

Помимо того, что сами модели интересны, для меня интересны два разных способа решения одной и той же задачи - немецких конструкторов и технологов и, вероятно, испанских конструкторов и китайских технологов.

Две модели, выпущенные в разные человеческие поколения (поколение обычно считают 25 лет), три страны и два подхода. А модельки - меньше спичечных коробков!

А что лучше - у каждого моделиста будет свое мнение.

С уважением,