Как российские предприниматели и блогеры создали абсолютно новый вид футбола, не имеющий аналогов в мире.
21 000 болельщиков на трибунах главного стадиона Волгограда и около 2 миллионов зрителей в онлайне. Именно такие цифры показал финал 4 сезона медийной футбольной лиги, самого популярного любительского соревнования в России. Для зрителей была организована обширная шоу программа с выступлением артистов и масштабными розыгрышами призов.
Сам финал также вышел резонансным и драматичным, а некоторые его моменты (в связи со специфическими правилами медиафутбола, о которых будет написано ниже) разлетелись на всю футбольную Россию и обсуждались еще несколько недель после матча. Чемпионом стал футбольный клуб «Титан», получивший за победу 6 миллионов рублей.
Обзор финального матча к просмотру обязателен / Youtube-канал Медийной Футбольной Лиги
Чем подкупает медийный футбол
Медиафутбол зародился в виде товарищеских матчей, в которых популярные блогеры и артисты играли друг против друга. С появлением соревновательного процесса блогеров стали заменять профессиональные футболисты, а медийные личности стали представлять свои команды за пределами футбольного поля, лишь изредка появляясь на нем.
При этом популярность медийного футбола не упала, а наоборот только увеличилась. Основной причиной резкого скачка медиафутбола зачастую называют его открытость. Например, спортивный журналист Севастьян Терлецкий (автор самого популярного телеграм-канала о медийном футболе «Крысева») рассказал, что практически перестал работать на матчах Российской Премьер-лиги и сделал выбор в пользу медиафутбола именно из-за его открытости.
Под открытостью подразумеваются, например, микрофоны на футболистах, тренерах и даже судьях, благодаря чему люди могут слышать их переговоры во время матча. Также на новый уровень вышли пресс-конференции, позаимствованные скорее не из профессионального футбола, а из смешанных единоборств, ведь на них практически нет никакой цензуры, что сильно подогревает интерес к матчам.
Интереса добавляют и новые правила, которые используются в медиалиге. Самые интересные из них это: чистое время (матч играется 50 минут, а не 90, но в паузах время останавливается, в отличие от стандартного формата), красный мяч (команда может взять его один раз за матч, на 2 минуты чистого времени, гол забитый этим мячом засчитывается за 2) и буллиталити (в случае ничейного результата, помимо стандартной серии пенальти, футболисты исполняют еще и так называемые буллиты, выходы один на один с вратарем, по аналогии с хоккеем).
Медиалига постоянно расширяет свою географию. За четыре сезона данного соревнования были задействованы такие города как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Нижний Новгород, Казань, Калининград, Волгоград, Минск и другие.
Матчи Медиалиги в Казани и Волгограде. На трибунах около 20 тысяч зрителей. / Winline Media Football League
Крупные игроки
Помимо самых популярных медийных команд «Амкала» и «2DROTS», о которых уже слышали очень многие любители футбола, в медиалиге выступают абсолютно разноплановые команды, которыми владеют разные люди из абсолютно разных сфер.
Например, своя команда, под названием «ФК 10» есть у известного комика Азамата Мусагалиева. Контентом этой команды занимается продакшн-компания «Medium Quality», выпускающая популярные юмористические шоу. Свои команды есть у крупного промоутера боев ММА Камила Гаджиева, известного комментатора и журналиста Василия Уткина и даже у действующих футболистов Спартака Александра Соболева и Георгия Джикии. Также к медиалиге подключаются и команды из других стран. Это «Уралец» (представляет Уральск, город на северо-западе Казахстана) и Dmedia (Минск).
Среди прочих новичков медиафутбола выделяется – клуб «Чисто Питер». Петербургскую команду тренирует экс-капитан сине-бело-голубых и бывший тренер «Зенита-2» Владислав Радимов, а на поле выходят легендарные футболисты зенита Анатолий Тимощук, Александр Анюков. Поддержку команде оказывает сам Зенит, а на поле даже выходит Александр Медведев.
Президент Зенита Александр Медведев в составе МФК "Чисто Питер" / Winline Media Football League
«Зенит» оказывает нам всестороннюю поддержку в плане развития», —объясняет «Ведомости. Спорту» руководитель клуба Илья Балакирев. – Прежде всего речь об инфраструктуре – команда тренируется на поле академии «Зенита». Мы защищали наш проект и объясняли представителям клуба, что в медиафутболе собрана большая аудитория, с которой можно работать».
При этом Балакирев подчеркивает, что «Чисто Питер» не входит в структуру «Зенита», а лишь поддерживает с ним партнерские отношения. Зарабатывать тоже приходится самостоятельно. Главный спонсор медиакоманды – букмекер BetВoom, с которым подписан контракт на 15 месяцев.
«У нас были разные KPI: медийные, спортивные и коммерческие, – продолжает Балакирев. – Мы их выполнили: собрали 45 000 подписчиков и добились хорошего охвата. В плане спортивных результатов цель мы тоже выполнили – команда вышла из группы и попала в основной сезон Медиалиги. А что касается коммерческих задач, то мы договорились со спонсором и убедились в том, что можем получать прибыль за счет матчей, как, например, на игре против 2drots на «Петровском».
Тогда на некогда главную арену Петербурга пришли 5000 зрителей. Это аншлаг – часть трибун 20-тысячного стадиона была закрыта.
Бюджеты в медиафутболе
Бюджеты как медиафутбольных турниров, так и команд по большей части формируются из спонсорских контрактов. Спонсорами почти в ста процентах случаев являются букмекерские компании. Наиболее активно взаимодействуют с медийным футболом компании BetBoom, Winline, Fonbet и Pari. Руководители команд считают, что если бы не было такой поддержки от букмекеров, то медийный футбол не смог бы развиваться так активно как сейчас.
Букмекеры и медиафутбол / BetBoom и Fonbet
Бюджеты медийных команд уже приближаются к бюджетам некоторых команд профессиональных. Помимо расходов на тренировки и зарплаты, у медийных команд есть еще один достаточно большой источник расходов. По словам Николая Осипова, раньше клубам хватало на сезон 5–7 миллионов рублей. Сейчас же один месяц жизни клуба МФЛ обходится в 1 миллион, когда команда не играет, и в 2 миллиона, когда идут матчи. Значительная часть этой суммы уходит на производство контента. Медийная стратегия у каждой команды своя: одни вкладываются в качественный продакшн, другие – в разнообразие сюжетов. Стоимость производства контента в среднем у всех одинаковая, что более-менее уравнивает бюджеты клубов. При этом, по словам Президента Медийной Футбольной лиги Николая Осипова, за четыре сезона МФЛ в несколько раз увеличились суммы рекламных контрактов со спонсорами: «Со временем клубы стали предлагать партнерам больше, но теперь могут и больше просить».
Существует мнение, что система финансирования медийного футбола уже опережает футбол профессиональный, ведь здесь нет государственного финансирования. Каждый клуб находится в самоокупаемости и вынужден постоянно, что-то придумывать, чтобы подогревать интерес зрителей и выполнять KPI поставленный спонсорами.
Будущее медийного футбола
Смотря на то, что сейчас происходит в медийном футболе, можно заметить, что он выделяется в отдельную систему внутри футбола профессионального. Здесь уже есть свои сообщества и инфоповоды внутри них. У команд есть активные фанаты, зарождается своего рода трансферный рынок, происходят первые переходы футболистов из команды в команду за деньги. При этом некоторые профессиональные футболисты даже стремятся попасть в футбол медийный ввиду лучших условий в нем.
Растет не только уровень контента, но и уровень игры в футбол. Медийные команды уже не первый год обыгрывают профессионалов в Кубке России и заставляют обращать на себя все больше внимания.
Глядя на успех медийного футбола, профессиональные команды начали больше смотреть в сторону болельщиков и добавлять «медийности» в свое привычное расписание. Примерами стали, например, матч московских «ЦСКА» и «Динамо» против медийной команды «2DROTS», собравшие на трибунах около 20 тысяч человек на каждом из матчей.
Будущее медийного футбола напрямую зависит от зрительского интереса. Если люди, ответственные за развитие медиафутбола продолжат гореть этим делом и по максимуму в него вкладываться, то это безусловно интересное явление будет расти и развиваться ещё не один год.
Московское Динамо играет против медийной команды "2DROTS" на глазах у 22 тысяч зрителей / ФК Динамо Москва