Не так давно писал я о самом первом доходном доме, построенном на довольно обширном участке Васильевского острова, принадлежавшем Евгении Михайловне Семеновой-Тян-Шанской. В этот раз добавлю к ранее сказанному несколько слов о самом последнем доме, построенном в этом месте и тоже ей принадлежавшем.
Между возведением двух домов прошло более десяти лет. Но если первое здание Евгения Михайловна и ее супруг – Дмитрий Петрович Семенов-Тян-Шанский с самого начала рассматривали как место для проживания своего большого семейства, то новое доходное строительство имело цель исключительно коммерческую. В то время Дмитрий Петрович уже имел генеральский чин действительного статского советника, служил членом статистического совета Министерства внутренних дел, был гласным городской думы и титуловался «Вашим Превосходительством». И тут вполне логично можно предположить, что его многолетняя и очень профессиональная работа с огромным массивом статистических данных, сыграли свою роль в определении оптимального времени для «семейных инвестиций»… Новый дом был построен в 1912-м.
Вообще Дмитрий Петрович активно интересовался городским строительством и принимал деятельное участие в работе различных строительных комиссий. Часть этих комиссий была связана с реализацией различных благотворительных проектов, а благотворительная деятельность для Семеновых-Тян-Шанских была семейной традицией. Скорее всего именно здесь судьба свела Дмитрия Петровича с архитектором канцелярии обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода Константином Владимировичем Маковским, который как раз специализировался на возведении различных «социальных объектов». Маковский имел очень скромный опыт собственно доходного строительства, но, несмотря на это, для возведения нового семейного доходного дома Дмитрий Петрович пригласил именно его.
Стоит отметить, что Константин Владимирович был сыном знаменитого живописца и одного из главных «художников-передвижников» Владимира Егоровича Маковского. Родился он в Москве и первоначальное художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в коем тогда преподавал его батюшка. После переезда в Петербург Константин Владимирович продолжил обучение уже в Императорской академии художеств, ректором которой в 1895-м стал Владимир Егорович…. К практической работе в Петербурге Маковский приступил в 1903-м.
Проект довольно большого шестиэтажного доходного дома в стилистике популярного тогда в столице неоклассицизма, вероятно как раз в силу отсутствия у архитектора практики возведения подобных построек, получился, на мой взгляд, этаким очень аккуратным и добросовестным собранием наиболее популярных деталей нового стиля. Начиная от общей планировки и закачивая элементами декора. В профиле это внушительный правильный прямоугольник с просторным двором.
Очень характерный симметричный фасад с боковыми ризалитами, эркером и «сдвоенной парой» въездных ворот и парадной точно по центру. Есть тут и непременные львы, и колонны входного портика, и стилизованные наличники окон, и «выделение» самого престижного этажа.
В просторном холле опять таки привычные колонны и довольно «типовая» лепнина с легкими реверансами к вышедшему из моды модерну.
Сама планировка парадной сделана тоже по весьма знакомому и привычному для того времени принципу экономии пространства – с узкими площадками и широкими окнами выделенного объема, выходившего во двор.
К оригинальному тут можно отнести пожалуй только довольно размашистое использование интересной напольной плитки разных видов и любопытные лестничные ограждения с редким рисунком.
Впрочем Маковский, надо отдать ему должное, при всей общей «обыкновенности» сумел «собрать» все необходимое очень взвешенно и изящно.
Безусловно, с учетом всего ранее сказанного, Семеновы-Тян-Шанские были заказчиками вдумчивыми, внимательными и придирчивыми. Ситуация для опытов Константина Владимировича не самая простая, но вышел он из нее вполне достойно. В 1917-м этот доходный дом так и принадлежал Евгении Михайловне. Хотя… Переезжать в новое и более современное здание, построенное в двух шагах от старого, семейство не стало.
Такая вот история.