Склизков В.А.
Сейчас сложилась такая ситуация, что термины «степ» и «чечётка» употребляются, как синонимы. Обычно так говорят, либо пишут: «Степ, по-русски чечётка» или «Мы обучаем степу, чечётке» и т.п. Печально видеть, что смешиваются эти понятия, даже в профессиональной среде. Степ и чечётка - это очень разные, хотя и имеющие родство по происхождению танцы, их нельзя смешивать.
Разберёмся в различии и сходстве степа и чечётки. Американский степ появился в США в XIX веке, в результате слияния ирландской и афроамериканской танцевальных традиций. Ирландцы в социальной лестнице американского общества того времени занимали позицию чуть выше, чем чернокожее население Америки. Благодаря этому они могли между собой взаимодействовать. Американский степ - это, по сути, негритянский танец, в котором из ирландских танцев позаимствована техника выстукивания звуков с помощью твёрдой подошвы на деревянном полу.
Культура движений, музыка в степе афроамериканские. Не зря джаз считается музыкой степа. До 20-х годов ХХ века, степ в Америке исполняли только чернокожие танцоры. Тогда же начался рост популярности степа. По мере роста его популярности, росли доходы организаторов шоу с участием степ танцоров. Степ стали исполнять белые танцоры, которые поначалу гримировались под негров. Танец набрал в Америке максимальную популярность в 30-40-е годы, когда им заинтересовались на Бродвее и в Голливуде. Для того чтобы сделать степ удобно воспринимаемым для белой части американцев, в него были внесены серьёзные изменения. Степ переложили на балетную основу, в нём появилось много движений из классической хореографии. Из импровизационного танца, он превратился в хорошо отрепетированное шоу с продуманным сюжетом.
С того времени американский степ делится на два направления: афроамериканское, основанное на импровизации, о котором говорят, что это «музыка ног» и, скажем так, Голливудское, постановочный сюжетный танец с элементами классической хореографии.
Характерными чертами американского степа, пришедшими из негритянских танцев, являются: использование наклонного положения корпуса (чего нет в ирландском степе и чечётке) и широкой постановки ног (что, мягко говоря, крайне не приветствуется в ирландских танцах и чечётке), активная работа рук во время выбивания ритма ногами (в ирландском степе и чечётке во время работы ног, руки просто удерживаются в выбранном положении).
https://www.youtube.com/watch?v=0EBKG0Vt1FM
Ещё одна особенность американского степа - это работа в положении на всей ступне. Ирландский степ исполняется в положении на носках или, как говорят в хореографии, на полупальцах.
Меня, автора этой статьи, чечётке учил мой отец в 70-е годы прошлого века, а его учил старший брат, который служил в армии с 1945 по 1950-е годы, где он и научился бить чечётку. Первое, что мне сказал отец, когда начал обучать чечётке, это то, что «чечётка бьётся в положении на носках». Далее по ходу обучения было обращено внимание на необходимость держать близко ноги, в первую очередь пятки, ровным корпус, и не махать руками. Все эти требования совпадают с требованиями, существующими в ирландском степе.
Перехожу к рассказу об истории чечётки в России. Чечётка в Россию проникла через портовые города и была принесена моряками в начале ХХ века, поэтому чечётка в народе всегда ассоциировалась с матросским танцем. Судя по техническим особенностям исполнения чечётки, её ирландское происхождение не вызывает сомнений. Техника ирландского степа моряками была интегрирована в русскую пляску. Произошло слияние ирландской танцевальной традиции и русской, так же как в Америке ирландской и негритянской. Чечётка из ирландских танцев позаимствовала работу на носках, скользящие удары носком обуви, узкую постановку ног, относительно неподвижные положения корпуса и рук. Структура исполнения чечётки полностью русская.
https://www.youtube.com/watch?si=Zk1D0h1cV1Xia4oo&v=blrqPLvx_BA&feature=youtu.be
Танец состоит из зачина (это могут быть удары ногами и руками, без музыкального сопровождения), проходки (обычно по кругу), далее идёт исполнение чечётки на месте, проходки в сочетании с чечёткой могут повторятся несколько раз. По ходу танца происходит постепенное ускорение музыкального темпа, в него начинают включаться хлопки, присядки, вращения, прыжки. Танец завершается на пределе скоростных возможностей танцора. Самыми популярными русскими наигрышами для чечётки были «Яблочко» и «Цыганочка», чечётку били и под другую музыку, например, «Шар голубой», в этом случае манера исполнения была другой.
YouTube1:15
Вокруг чечётки и её истории сложилось множество мифов, а точнее просто баек, не имеющих ничего общего с реальностью. Например, в интернете можно прочитать, что чечётка в России стала популярной после выступления в начале ХХ века некоей негритянской танцевальной группы, аж перед царской семьёй. Перед царем мог плясать кто угодно, это не имело вообще никакого отношения к русскому народу. Моя бабушка ещё в 70-е годы прошлого века, когда видела негра на улице, что бывало редко, но бывало, начинала креститься. А уже прошли 50 лет советской, атеистической власти. Для неё негр был если не чёрт, то где-то из этой серии. Что же говорить о русских, поголовно православных, живших в начале ХХ века. Для них танцы американских негров, которые креста не носили, в принципе не могли стать примером для подражания. Также добавлю, что степ в начале ХХ века в Америке считался чисто негритянским танцем, и белые его не исполняли. Так что утверждение о том, что у нас стали бить чечётку после приезда негров к царю, - полнейшая глупость.
Еще один из мифов (а, может быть, целенаправленная историческая диверсия), связан с происхождением слова «чечётка». В интернете можно прочитать, что слово чечётка происходит от цыганского выкрика «чачо», что значит по-цыгански «да». На этом моменте хочу остановиться подробнее. Цыгане не выкрикивают «чачо» во время исполнения чечётки, во время пляски. Даже на цыганских праздниках, цыгане пользуются русской терминологией. Они выкрикивают: «раз-два», «ходи-ходи», «говори», «раскачайся» и т.д. Выкрик «чачо» встречается только в цыганских припевках, например: «Идет старушка пьяная».
https://www.youtube.com/watch?v=CYQq1HD5sso
https://www.youtube.com/watch?v=YIY7fzx7vKg
Вероятно, кто-то увидел цыган, пляшущих под эту припевку, и, не имея понятия о цыганской культуре, придумал байку про «чачо». В России цыгане плясать, петь, играть на гитаре учились у русских. Культурное влияние было однонаправленным: от русских к цыганам. Для всех, кому интересна реальная история цыганской культуры в России, рекомендую книгу «История цыган: новый взгляд», вышедшую под редакцией доктора наук, цыганки по национальности, Деметр Н.Г.
Название «чечётка» появилось раньше, чем цыгане научились её исполнять. Происхождение этого слова очень простое. В своё время, я спросил отца: «Что это за слово такое чечётка?» Он мне сказал: «Одень ботинки и чиркай носком от себя к себе, как в чечётке». Я надел обувь и начал делать, а он спросил: «Что ты слышишь?» Я ответил: «Чи-чо, чи-чо …» Каждый может повторить этот эксперимент - получившийся звук будет тем явнее, чем больше песочка на полу, можно отчетливо услышать – чи-чо, чи-чо. Вот и вся чечётка. Чечётка в отличие от степа исполняется в обуви без металлических набоек, поэтому при выполнении характерного чечёточного движения носком от себя к себе (флик-фляк) получаются не чёткие удары, а характерные чирканья.
https://www.youtube.com/watch?si=lMNln2YkMm4ICABv&v=hrZjrXv8f7Y&feature=youtu.be Послушайте, как звучит старый ирландский степ, и как звучала чечетка в начале ХХ в исполнении цыган.
https://www.youtube.com/watch?v=EDxfdisye4Q Подвожу итог: слово «чечётка» появилось как звукоподражание, имитация характерного звука, возникающего при исполнении чечётки.
Почему в СССР русские перестали исполнять чечётку? Напомню, чечётка в нашу страну пришла как морской танец. Бытовала она в первую очередь среди моряков и в армии. А уже из армии вместе с демобилизующимися бойцами шла в народ. В 50 годы ХХ века, началась холодная война между СССР и США. Всё, что напоминало об Америке, попало под запрет. Никто не стал разбираться с тем, в чём разница между чечёткой и американским степом. Похожи, значит под запрет. Отдали приказ. На флоте и в армии танцевать перестали, в самодеятельных кружках тоже. Как следствие, чечётка в народе угасла. В соответствии с политикой, проводившейся в СССР, все запреты распространялись в основном на русских. На национальные меньшинства запреты не распространялись, поэтому цыганскому театру «Ромен» чечётку бить никто не запрещал. В результате у нас чечётка постепенно стала ассоциироваться с цыганами. У русских чечётка сохранилась только в отдельных семьях, обычно как-то связанных с музыкой.
Во второй половине ХХ века, в нашей стране появился американский степ, сначала на телевидении, а потом в кино. Многие знают фильм «Зимний вечер в Гаграх». Степ, в отличие от чечётки, в народе не нашёл отклика. Сказались явные культурные различия между Россией и «Афроамерикой», как в пластике движений, так и в музыке. Это ещё раз подчёркивает, что степ - это не чечётка.
В последние годы произошло возрождение русского традиционного танца, но это пока не коснулось чечётки. Одна из причин этого заключается в описанных выше исторических искажениях. Чечётка - это важная и яркая часть русской мужской плясовой традиции, которая нуждается в возрождении и дальнейшем развитии, в рамках русской традиционной культуры.