Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Холода уже наступили, в Екатеринбурге за окном так вообще -33 градуса сегодня было, в северных городах и того холоднее. Все замерзает, от воды, до языков к железным качелям. А бывает ли такое, что самолет замерз? Бывает! А что тогда делать? Рассказываю.
Двери
Самое частое явление - у самолета замерзли двери. Не так, что дверь примерзла по периметру, а покрываются льдом внутренние механизмы, в результате чего дверь не может исправно функционировать без предварительного прогрева. В зависимости от модели самолета замерзают разные элементы в дверях.
Сверху изображена дверь самолетов А320 (А319, А321), основной выход. Именно эту дверь (1L) необходимо открыть для входа и выхода пассажиров с борта воздушного судна. Желтый флажок - рычаг селектора, именно его бортпроводники переводят в положение Flight Position или Parking Position. Когда селектор поднят, как на картинке, то штанга трапа (горизонтальная красная черта) отсоединена от порога двери самолета, когда опущен, соответственно штанга трапа - присоединена. Связывает их между собой через определенные элементы гибкая тяга (вертикальная красная черта), идущая от рычага селектора к штанге внутри двери.
Так вот, замерзает не сам селектор, а именно гибкая тяга, либо ее элементы крепления. И отогревать необходимо не желтый селектор, а дверь снизу. Что произойдет, если открыть дверь, когда селектор в нижнем положении? Верно, выпуск трапа.
Выглядит вот так, примерно. Пусть фото летнее, но суть вы поняли. Нет, эвакуация не начнется, просто будет задержка, а затем дорогостоящая замена трапа и восстановление пневмосистемы двери.
Дверь невозможно открыть, так как она замерзла? Вызываем технический состав и просим отогреть снаружи. Сработает, но дольше.
В самолетах Sukhoi SuperJet система в дверях похожая, но из-за конструктивных особенностей внутри двери замерзает чаще, чем в Airbus. Что касается американских аналогов, то более выигрышно смотрится Boeing 737, в нем штанга трапа присоединяется к петлям на пороге вручную, а значит, замерзать попросту нечему, раз механизмов внутри двери нет. Однако, в них случается замораживание самого механизма открытия двери.
Вот порог двери А320, сверху на фото. Справа и слева на полу видны крюки - именно с ними в зацеплении и находится штанга трапа во время полета. Нет возможности перевести селектор? Штанга останется в этих крюках.
А вот и та сама штанга трапа на двери Boeing 737. Никаких механизмов: сам присел, сам прицепил, сам отцепил. Просто, надежно.
Вода
Самая любимая и больная тема каждого техника зимой. У некоторых от этого слова к марту дергается глаз, другие начинают плакать. Водяная система в самолете. Да, она так же имеет свойство замерзать из-за низких температур. Что делать, чтобы не замерзла? Регулярно проливать систему. Воды не жалко, лишь бы не замерзла. Тюменские коллеги, часто посещающие северные города, сделали хитрее - перестали заливать воду в самолет. Вместо этого у них свой термос с кипятком и влажные салфетки, лежащие в раковине.
Не бывает такого, что вода замерзла сразу вся, в А320 объем бака с водой - 200 литров, это довольно много. Но вот из бака до источников подачи вода проходит по тонким трубкам. Именно в трубках она и замерзает. Чем опасно? Во-первых, самолет без воды становится менее комфортным, во-вторых, вода при замерзании расширяется и может повредить трубки. Тогда, при срабатывании насоса, водичка польется не из крана в уборной, а из разрыва внутрь фюзеляжа. А потом этот лед будут старательно убирать, если не повредится еще что-то.
Как решать? Не допускать замораживания. А если допустили? Ну все, грустить только. Техники отправят самолет в теплый ангар на пару-тройку часов, там вода и отмерзнет.
Выше картинка - как раз схема подачи воды из бака по кухням и туалетам А320. Ничего сложного. Обратите внимание на синии линии - те самые трубки, по которым идет вода. Именно там и происходит кристаллизация.
Колеса
Самолет попросту примерз к бетону на перроне. Явление крайне редкое, не видел такого вживую ни разу. Как предотвратить? В момент заруливания на стоянку необходимо остановить самолет, чтобы колеса остыли, затем проехать еще полметра на место стоянки. И все будет хорошо.
Промерз салон
Бывает и такое, что самолет какое-то время стоял при отрицательных температурах на стоянке, и вот, приходит экипаж его готовить к вылету, а внутри просто Ледяной Бухенвальд. В таком случае пилоты сразу включают ВСУ (Вспомогательная Силовая Установка). Через 15 - 20 минут в салоне будут тропики. Если ВСУ не работает, либо включать ее нельзя, то отогрев салона происходит с улицы. Да, так же, как и с дверями, только весь салон целиком.
Как? Рукав с горячим воздухом цепляется к отверстию для вентиляции, находящемуся на пузе у самолета.
Кстати, в жарких странах, так же салон и охлаждается: от телескопического трапа присоединяется рукав с холодным воздухом.
Иное
Лед или снег на фюзеляже? Уберем. Для этого самолет проходит процедуру антиобледенительной обработки перед вылетом. Там специальный состав на основе пропиленгликоля, по сути антифриза, а еще... В общем я подробно писал в статье: https://dzen.ru/media/id/6514866c0e8a54683f874837/antiobledenitelnaia-obrabotka-neobhodimaia-procedura-ili-trata-vremeni-6561ec1865c11650141aeaad
Чем отогревать самолет?
Специализированные машины с отопительной установкой. Потребляют топливо, сжигают его, подают по термостойким рукавам горячий воздух. Могут быть как на шасси грузовиков, так и прицепов.
Но суть одинаковая. Цель - подать горячий воздух.
То же самое с обогревом остальных частей воздушного судна. Где необходимо повышение температуры, туда поток воздуха и подается.
Итог
Какая бы не была отрицательная температура на улице, мы знаем как решать данный вопрос. Пусть и с помощью техников, их спецсредств, навыков и умений. Так что будьте спокойны - долетим, хоть и с задержкой, возможно. А если скажете мне на борту промокод "Говорит старший бортпроводник", то получите еще и горячий кофе с шоколадом.
На этом благодарю вас за прочтение и подписку, хорошего вам рейса и летной погоды!