Найти тему

Антиобледенительная обработка. Необходимая процедура или трата времени?

Оглавление

Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Буквально позавчера, когда мы собирались вылетать из Питера, подбегает к нам пассажирка и кричит: "Да что это такое?! И так посадку задержали, а сейчас еще самолет мыть собираетесь? Полетели, об воздух само все слетит! Хватит просто так время тратить!"

И тут я задумался... А что если и правда многие пассажиры думают, что обработка самолета антиобледенительной жидкостью банальная мойка самолета? Приглашаю вас разобраться вместе.

2018 год.

Если быть точнее - февраль 2018 года. Тогда в Москве шел снег. Как необычно для зимы, не правда ли? Самолеты стояли в аэропорту Домодедово в очереди на вылет, каждый экипаж хотел вылететь как можно скорее, а значит минимизировать задержку. Прибывший с задержкой в 2.5 часа, АН-148 компании Saratov Airlines так же находился в очереди.

Чтобы сократить свое отставание от графика, экипаж авиакомпании Saratov Airlines выполняет процедуры "перед взлетом" как можно скорее, допускает ошибку - не включает подогрев приемников высокого давления. Вторая ошибка - командир решает пропустить процедуру антиобледенительной обработки воздушного судна.

Снежный шквал продолжался. Условия крайне ограниченной видимости, однако диспетчер дает добро на вылет. Вылет рейса 703 состоялся 11 февраля 2018 года в 14:21 по московскому времени. Спустя 7 минут после взлета, связь с бортом АН-148 была потеряна.

Через несколько минут спасатели найдут обломки самолета, разбитого об землю недалеко от Раменского, а среди них и тела 71 человека, в числе которых 65 пассажиров и 6 членов экипажа.

-2

На разборе полетов звучали разные версии из-за чего данная катастрофа произошла, но главное было озвучено лишь в конце разбора - отсутствие антиобледенительной обработки перед взлетом воздушного судна. Датчики скорости были забиты снегом, вместе с высотомерами передавали неверные показания, дезориентируя экипаж в условиях снежной пелены. Тот самый случай, когда лучше прилететь в пункт назначения в 18:00, чем в 17:00 в поле.

Наше время.

Что-то все загрустили. Тот случай стал ярким примером того, что процедуры перед вылетом придуманы не просто так, не из-за желания аэропорта заработать, а по конкретным причинам повышения безопасности полетов, чтобы вы смогли долететь до своего города и порадовать улыбкой родных и близких, а не красоваться в сводках новостей. И поэтому вам фотография обработки ниже:

-3

Тот случай был далеко не единственным, просто самым запоминающимся, а произошел, можно сказать, на глазах моих коллег по цеху. Сейчас эта процедура выполняется безукоризненно, как только погода начинает портиться. Пошел снег? На обработку!

Чем обрабатывают?

Специализированная жидкость, состоящая из пропиленгликолей, воды и специальных присадок. Имеет температуру замерзания около -60 градусов Цельсия, отлично растворяют снег и лед, а так же препятствует его намерзанию на датчики и поверхности самолета. Жидкость эта подается под давлением, как на автомобильных мойках, где вы смываете реагенты с вашей ласточки. А машина, с которой производится обработка, называется Дейасер. Соответственно, процедура - ДЕАЙСИНГ.

Зачем обрабатывают?

Во-первых чтобы обеспечить корректную работу датчиков высоты и скорости - приемников высокого давления. Если они будут работать через снег, то будут передавать сигнал с помехами, а результат такой работы уже описан выше.

Во-вторых чтобы убрать снеговые и ледяные отложения на крыльях и двигателях самолета, тем самым вернуть летные характеристики, частично сниженные из-за наличия снега.

Когда обрабатывают?

Когда идет снег на улице, а самолет покрывается ледяной коркой, из-за того, что снег тает. Когда холодно и лед намерзает из-за того, что конденсируется из влаги в воздухе. И когда самолет стоял под снегом и его необходимо подготовить к вылету.

-4

На фото выше изображена кромка крыла, а на ней ледяная корка. Не сложно догадаться, что лед будет ухудшать аэродинамические свойства крыла, создавая дополнительную нагрузку на плоскость, а так же аэродинамические завихрения, а значит - подъемная сила будет падать.

Сколько времени занимает?

Обычно такая процедура занимает около 15 минут для самолетов, имеющих узкий фюзеляж. Это семейство А320, В-737, В-757, Embraer 190, SuperJet 100. Для широкофюзеляжной техники, типа А330, А350, В-767, В-777, временной отрезок предусмотрен тот же, так как зачастую обработка производится сразу двумя дейасерами. Для обработки двухпалубных воздушных судов времени дается чуть больше - 20-22 минуты. Имею в виду такие суда, как А380 и В747. Хорошо, что их довольно мало, и встречаются они редко.

Где производится?

На специализированной стоянке в аэропорту. Самолет, после того, как командир передаст сигнал о готовности, отбуксируют на отдельное место, куда подъедет деайсер и произведет обработку. Никто не будет омывать самолет пропиленгликолем посреди аэродрома или у терминала.

После обработки будет дано разрешение на запуск двигателей. Примечание: в салоне может начать пахнуть сгоревшим антифризом. Это нормально, просто какое-то количество жидкости попало в воздухозаборник. Через пару секунд этот запах исчезнет и в салоне будет, как и прежде, пахнуть... Хотел сказать чистотой, но не буду.

Итог.

Стал очевиден ответ на вопрос из самого начала статьи: Нет, мы не собираемся мыть самолет, мы собираемся сделать ваш полет безопасным. И для этого есть особая процедура, а правила по ее прохождению написаны кровью на свежем снегу.

Я искренне благодарю пассажиров, которые это понимают и не начинают поднимать панику, а еще причитать из-за того, что они не успеют на следующий рейс. Теперь и вы знаете для чего и почему данная процедура проводится. И да, проводиться она может в каждом аэропорту, без деайсера аэродром просто не получит лицензию на осуществление своей деятельности.

Благодарю вас за внимание и подписку, спасибо, что относитесь с пониманием, а еще не забывайте про промокод, по нему вы можете получить шоколадку и кофе во время полета.

Промокод тот же самый - "Говорит старший бортпроводник". Скажете мне лично и будет нам всем счастье.