Сейчас почти невозможно не теряться в игровых жанрах и точно отгадывать их в любой игре, но на помощь приходят тексты.
Первые официальные классификации игр начали разрабатывать в конце 1980-х. Подходы к классификации могут быть разные, один из них — рассматривать игры в аспекте нарратологии и людологии.
Нарратология — игра со стороны повествования, о разнице в историях, как они воспринимаются нами и как рассказываются авторами. Игра представляется как нарратив, фактически как текст или история, которую получает и интерпретирует игрок.
Людология — пока не имеет научного метода и способа познания игр, но включает в себя исследования игр с разных сторон, например, из области информатики, теологии, философии и других наук. В общем, людология пока не сформированная наука, но рассматривает игры в разных аспектах.
Традиционная классификация
Классификация родилась от быстрого наплыва разных серий игр. Например, кто-то разработал игру, где нужно решать головоломки — другие подхватили, придумали своё и создали ещё игры с такой же механикой. Спустя время такие игры объединили в один класс и назвали жанр «Puzzle».
В каждом жанре есть поджанры, но мы рассмотрим главные. Хотя некоторые поджанры уже довольно сильно выбиваются из концепции главного. А некоторые игры включают в себя несколько жанров сразу, но всегда есть главенствующий.
По такой системе распределили все существующие игры на 6 главных жанров:
- Action
- Simulation
- Strategy
- Role-playing Games (RPG)
- Adventure
- тот самый Puzzle
Все эти жанры умеют смешиваться между собой и делают это постоянно.
Action
Популярные игры. Grand Theft Auto, Alan Wake, Call of Duty, Spider Man и другие.
Отличительная черта. Вообще, можно сказать, что Action про все игры. Этот жанр полагается на быструю реакцию и адаптацию игрока в виртуальной реальности. Игрок не планирует свои действия, не выстраивает тактику и стратегию, а действует здесь и сейчас — следует конкретным заданиям и не может привнести что- то новое или интерпретировать сюжет по-своему.
Особенность текстов. Отличаются глубокой проработкой меню, описанием подсказок и навыков. Для игр с сюжетом прорабатывается линия диалогов и повествования самой игры. Без всего этого игра останется нераскрытой, игрок не сможет использовать весь потенциал игры. Внутри таких игр могут подниматься разные темы — от политических до романтических. Нет строго набора тем или рассуждений, которые нельзя включать в контекст игры. Всё зависит от автора и изначальной концепции.
Читать статью про action-текст в игре Spider Man 2
Simulation
Популярные игры. Need for Speed, Sims, Minecraft, FIFA и другие.
Отличительная черта. Игрокам предстоит перенести себя на место персонажа или персонажей в виртуальную реальность. В таких играх может быть сюжет, но он точно не будет зависеть от действий, а скорее будет предлагать историю — готовый сценарий, который лучше погружает в другой мир и помогает перенести себя туда. От игрока ожидаются действия, отражающие действительность игры — например, в гонках ездить на тачках, в спортивных играть гонять мяч.
Особенность текстов. В основном тексты в таких играх нужны для описания возможностей, правил и условий выигрыша. Нарратив предполагает простые сценарии, которые в итоге вытекают в чистый симулятор и нужны в начале для распаковки истории игры и её возможностей. Например, в Sims есть много дополнений, в которых можно быть студентом или оказаться на необитаемом острове — игра даёт понятные вводные, а дальше предлагает имитацию жизни.
Strategy
Популярные игры. Civilization, Heroes, Warcraft, Tropico и другие.
Отличительная черта. В какой-то степени эти игры можно считать и симуляторами, так как мы можем играть роль правителя цивилизации или средневекового героя, но основная суть таких игр — продумать свои действия. Это антипод жанру Action. У игрока есть время подумать, просчитать свои ходы и понять на что повлияет его решение.
Особенность текстов. Главная цель — выбрать стратегию, которая приведёт игрока к победе или главенству над другими. Поэтому важной и отличительной чертой текстов должно быть чёткое и полное описание возможностей, инструментов и ходов игры. Игрок должен чётко понимать что и как работает, чтобы выстроить собственную тактику поведения. Без полезных и расширяющих текстов в Civilization игрок не смог бы привести свою империю к расцвету — он бы действовал просто наугад, что сыграет хорошо, а что нет.
Role-playing Games
Популярные игры. Ведьмак, Skyrim, Fallout, Baldur's Gate и другие.
Отличительная черта. Игрок выполняет роль своего персонажа в виртуальном мире — выбирает и собирает по кусочкам своего героя. Всё зависит от предпочтений конкретного игрока: как развивать, как выглядеть, что делать, куда идти, быть плохим или хорошим и в каком порядке выполнять задания. Фактически игрок лепит своего персонажа сам, даже несмотря на то, что есть фундамент, история или образ главного героя.
Особенность текстов. Нарратив даётся вариативно — зависит, например, от последовательности выполнения заданий, от поведения игрока в виртуальном мире или от принятых решений. Главная задача текстов в таких играх — передать индивидуальность подхода каждого игрока и возможность выбора, способности повлиять на игровой мир. Например, в Ведьмаке от действий и решений игрока зависит, кто присоединится и будет сражаться в финальной битве на стороне героя. Тексты и диалоги в игре должны отражать разные подходы для решения одних и тех же задач разными людьми.
Adventure
Популярные игры. Assassin's Creed, The Last of Us, Plague Tale, The Walking Dead и другие.
Отличительная черта. Ставка в таких играх делается как раз на нарратив, без хорошей истории не получится никакой вовлеченности игрока. В отличие от RPG игрок почти никак не может влиять на жизнь героя — мы получаем прописанного персонажа со своим характером и задачами. Игрок наблюдает за сюжетом, действует быстро и иногда принимает неглобальные решения. В целом, такие игры можно назвать хорошим кино, в котором игрок может быть в главной роли.
Особенность текстов. Повествование, диалоги, проработанные линии, кат-сцены — всё это признаки Adventure. Так как игрок почти не может влиять на характер, внешний вид или решения персонажа, то главная задача текстов — вызвать симпатию или антипатию к героям игры, вызвать эмоцию, как в фильмах. Если игре нужно, чтобы мы сочувствовали Элли из The Last of Us, то авторам нужно прописать сценарий так, чтобы любой поверил, что её жизнь это что-то личное для каждого, кто с ней знакомится в игровом мире.
Puzzle
Популярные игры. Little Big Planet, L.A. Noire, Нэнси Дрю, Sherlock Holmes и другие.
Отличительная черта. Головоломки выбиваются из всех жанров, так как не предлагают просто следовать сюжету. Точнее сказать, игрок не сможет продвинуться дальше, если не решит подготовленные загадки от авторов. Сейчас, почти в любой игре есть элементы загадок и головоломок — это делает игру динамичнее. Поэтому чистый формат жанра всё чаще можно встретить в мобильных играх, а не видеоиграх. Такие игры требуют повышенного внимания.
Особенность текстов. Нарратив даёт контекста — как решить ту или задачку, что нужно сделать, чтобы добыть информацию и как не застрять на каком-то задании. Но текст в играх не будет давать прямой ответ или указание к действию, главная задача текста в этих играх — навести на мысль, дать подсказку, но не говорить прямо. Головоломки задумываются как развлечение «на подумать» и не ждут от игрока активного действия, поэтому тексты подают информацию порционно.
Конечно, перечисленные игры включают в себя и другие жанры, потому что Adventure почти никогда не представляется без Action, а RPG — без Adventure, но фундаментальный жанр закладывает в игру идею, без которой сложно понять чего ожидать от игры.