2009 — 2011. Борьба со скриптами, сюжетами и форматами.
2009.
2009-ый стал годом ожидания третьей части серии – Сталкер Зов Припяти, в связи с этим количество заметных модов на этот период было небольшим. На слуху были только Обречённый город и OGSE, а весной того же года выйдет первая версия R.M.A мода, который окончательно выйдет только в 2011-ом. Мод возвращал старый сюжет 2005-ого года и на тот момент был ещё сырым.
Отдельно стоит поговорить об Обречённом городе. Его создатели – два паренька из Кисловодска, Kansept и Лысый, захотели показать родной город в атмосфере сталкерской зоны. Все локации мода были созданы с нуля и удачно (или не совсем) переносили места из реальной жизни в игровую вселенную. Новые персонажи, измененный баланс и оригинальный сюжет, который был косвенно связан с сюжетом ТЧ, приятно удивили тогдашнее комьюнити.
Первую часть о хронологии сталкерского модинга можно почитать тут.
Можно сказать, что Обречённый город в свое время зародил целый поджанр проектов, которые переносили место действия либо за пределы Зоны, но оставляя лор оригинального сталкера, либо вообще убирали саму концепцию аномальной зоны, пользуясь лишь движком и инструментарием. Из примеров таких модов в будущем: We are Not Alone, переносящий место действия в космос и совершенно угашенный Военный корреспондент, переносящий место действия…На Донбасс 2014-ого года.
OGSE версии 0.6.9.2 был конечно поспокойнее и менее концептуален. Мод продолжал тему реалистичной зоны отчуждения: создатели впервые ввели функцию компаньонов, реанимировав старые скрипты билда 2205, добавили сносную езду на автомобиле и детекторы аномалий, а сами аномалии стали практически невидимыми, усложнив игровой процесс. Но более весомой заслугой Deathdoor и команды OGSE стала починка многих скриптов и моментов оригинала: парни переписали с нуля менеджеры выбросов и пси выбросов, позволяя исключить сбросы таймингов при переходе между локациями, также переписали динамические аномалии и подняли стабильность игры, благодаря чему серьезно выросло число FPS и общее быстродействие, особенно на крупных локациях.
2010.
Выделяются здесь всем известная «Солянка», еще молодой, но уже ужасный NLC 6: Начало и серия модов Lost World.
На свет окончательно вышла Народная Солянка – тогда еще первая версия, пожалуй, самого известного сталкерского мода, который потом разрастётся в чудовищного монстра –Объединённый пак 2. А пока первые версии НС лишь добавляли пачку аномалий, две пачки артефактов, пару пачек новых группировок, цинк мутантов да и горсть новых локаций на сдачу. До печально известного квеста с пещерой шахтеров время еще было.
23 ноября наконец то релизнулась полноценная крупная версия мода NLC. По правде говоря, детище Сяка родилось гораздо раньше, еще в далёком 2007-ом, будучи надстройкой над старым добрым АМК, однако в новой версии мод обрел свою индивидуальность и выбрался из тени старшего брата. В NLC разработчики развили идею поиска Меченным себя, и сделали упор на глубину истории, её подачу. Игрокам показали, как можно получать информацию из контекста игрового мира и приучили читать диалоги, которые к тому же и в правду были интересными и атмосферными.
Первая версия Lost World вышла в начале 2010-ого и постоянно обновлялась до конца года. Мод представлял из себя подобие «солянки» из разных мелких нововведений по типу 20 видов костюма СЕВА и по десятку к прочим, добавлял всякого по мелочи. Со временем перерос в серию модов и обзавелся своим оригинальным сюжетом. Например, в Lost World: Origin рассказывается предыстория группы Стрелка от лица последнего. Для многих модификация стала одной из самых атмосферных в раннем модострое.
2011.
С выхода Зова Припяти прошло пару лет и мододелы достаточно приноровились к новой версии игры, чтобы теперь выкатывать горы модов самого разного качества. Из примечательных стоит упомянуть первую часть трилогии Апокалипсис, который несколько нетипичен для сталкерского моддинга: в нём нет ни новых аномалийартефактолокаций, ни геймплейных фишек, есть только абсолютно новая сюжетная линия, которая продолжает сюжет оригинального Зова Припяти. Забегая вперед должен сказать, что всё это перерастет в эпично драматичную историю, в истинно васянском антураже. С разными гг, концовками и параллельным развитием сюжета. По сути игроки получили настоящую колду, в атмосфере чзо и это даст влияние на будущие проекты в комьюнити: Контракт на хорошую жизнь и Пространственная аномалия возьмут на заметку некоторые вещи из васянского апокалипсиса.
Не забуду упомянуть еще один оригинальный мод напоследок - Cry Zone Sector 23. Хотя поправка: даже не мод, а практически полноценная игра, в которой разработчики решили создать атмосферу ЧЗО, но уже на движке крайзиса. Мод был многообещающим, для такого дела даже студию создали – OWL Game Studio. Ребята выкладывали скриншоты, дневники, пару геймплейных видео. Комьюнити ждало игру и вкупе с новостями о скором выходе Сталкера 2, мододелы готовили ручки для работы уже и над обновлённым движком игры, который обещал много плюшек, очередной обновлённый и мегакрутой алайф, улучшенный ИИ и интересные скрипты (спойлер: не вышел).
Однако год закончился на печально ноте – GSC объявили о заморозке сталкера 2, Григорович ушел в игровую схиму, а сама компания через некоторое время погрузилась в долгий стазис. в связи с чем активность в комьюнити, а в частности в модостроении резко снизилась. До сих пор непонятно, почему это произошло: Григор отмалчивался и не любил говорить о втором сталкере. В свое время было много слухов: мол, разработку новой части постигла судьба ТЧ, и под горою технических проблем и сорванных дедлайнов Сергей решил всё отменить и по-человечески отдохнуть. В чем его можно было бы понять.
Но настроение в комьюнити упало, количество новых модов в какой-то момент было минимальным и часть мододелов постиг творческий кризис в связи с недоумением и обидой. Хороший актив оставался в основном на сталкерских форумах и тематических сайтах, которые в будущем сделают многое для объединения комьюнити и развития модостроения, но об этом в следующей части.
Автор текста: Андрей Белый
Написано специально для CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.
Также не пропустите наш техно-блог на Хабре — Timeweb Cloud.
Облачные сервисы Timeweb Cloud — это реферальная ссылка, которая может помочь поддержать наши проекты.