На просторах нашей необъятной страны разбросаны десятки тысяч забытых деревень и сел, огромные опустевшие территории без дорог и связи, где едва можно встретить людей. В этот раз я с отшельником Денисом на тракторе отправлюсь в самые отдаленные и недоступные деревни, где остались последние жители этого умирающего края...
Сегодня мы отправляемся в путь по целому направлению заброшенных деревень. Остаются последние 6 километров и впереди нас ждет полное бездорожье. Но нам повезло, погода до этого стояла сухая, и мы спокойно прошли через дорогу, в которой раньше утопали трактора.
Пока мы добирались, уже успело стемнеть. Наконец мы приезжаем к дому нашего уже знакомого отшельника Дениса. Я про него писал 2 статьи (первая статья и вторая статья). Денис жил в Дубне и работал в милиции. После выхода на пенсию , решил уехать в заброшенную деревню, где у него прошло всё детство.
Денис один держит огромное хозяйство, у него около 100 разных животных. Также он занимается тем, что обживает и понемногу восстанавливает дома.
Мы поздоровались с Денисом:
- Вы что-то где-то пропали. - говорит Денис.
- Вот по дороге пробирались. - я отвечаю.
- А сейчас сухо, я на "Газеле" даже проехал.
- Как вы тут 3 месяца без нас?
- Лучше всех.
Время было позднее, поэтому мы легли спать. Какое же это всё-таки умиротворение ночевать в деревне.
На следующее утро я проснулся вместе с петухами и я увидел, что Денис куда-то собирается:
- Денис, добро утро. - говорю я ему.
- Доброе!
- Куда мы сейчас идем?
- Бройлеров кормить.
- Чем кормите?
- Зерно запаренное, картошка.
Денис взял одного из "бройлеров":
- Килограмма 4 будет. - говорит он.
Рядом он покормил гусей.
Затем Денис нам показал новорожденного козленка.
Вскоре мы поехали в соседнюю деревню, чтобы забрать трактор у друга. И по пути мы заехали в несколько интересных мест. Среди которых был огромный заброшенный колхоз.
Здесь сохранилось огромное количество сельхоз-строений. В Советское время в эти отдаленные места вкладывали большое количество денег в развитие инфраструктуры деревни и колхоза. В тот момент это считалась перспективным направлением. Здесь были сотни коров и различных животных, продукция которых продавалась в другие города. Сейчас же здесь сплошные руины.
Тем временем, Денис говорит:
- Здесь всё разворошили, весовую разорили, кормоцех раздолбали. Я еще удивляюсь как до сих пор председателя не посадили. Вот плиты сдирают, а это всё общее имущество колхозников, но по какому праву это все уходит на сторону?
- В этом цехе зерно запаривали, корма заготавливали. Уже лет 25-30 как никто ничем не занимается, уже скоро можно будет на крыше грибы собирать. Это не кошмар, это по всей России так.
Рядом мы обнаружили целое кладбище различной техники и машин.
Денис продолжает говорить:
- Всё рухнуло, никто ничем не занимается. А сейчас полная разруха и бардак. В Советское время всё работало. Телятник был, а там свинарник был. А сейчас полнейшая бесхозяйственность. Даже в начале 2000-х годов все работало, спасибо, надо сказать, американцам.
- А то спрашивают, почему я их ругаю? - продолжает он,- Я их и ругаю, что от них один вред! Мало того, что они нехристи и сейчас проблемы российскому государству создают. Еще в те времена из нас они соки пили, фашисты. Это враги российского народа, и всю жизнь они были. Все кто там пишет в комментариях, что зря я их ругаю, - я их ругал и ругать буду, потому что они п*доры б**ть, и всю жизнь ими были.
- Но вот пожалуйста, до чего доходит хозяйство, это уже не американцы, это уже наши раз**бали. А в Кимрском районе сельского хозяйства, считай, вообще нет. Одни частники копошатся как только могут. Агрохолдингов никаких. Здесь надо миллиарды вкладывать, чтобы всё это восстановить.
Затем мы заехали в заброшенную деревню. Здесь в центре стоит величественная церковь конца 18 века. К сожалению, внутрь не попасть, главная дверь была закрыта на замок.
Видно, что деревня была большой. Здесь был свой величественный Дом культуры, построенный из кирпича, свой магазин и церковь. Самое удивительное было, что мы здесь нашли абсолютно свежий счетчик электроэнергии. Значит, эту деревню покинули совсем недавно.
После того, как мы обошли всю деревню, мы поехали дальше. Тем временем, Денис говорит:
- Покинули жители эту деревню. Поколения меняются, молодежь уезжает в города, а потом говорят, почему же из-за того, что нет работы русский человек водку жрет? Потому что не может себе найти применение.
Наконец мы приехали с соседнюю деревню за трактором, чтобы отправиться в более отдаленные места.
Затем нас посадили в прицеп и мы поехали. Российские дороги — это, конечно, что-то. Нужно не то что крепко сидеть, нужно крепко держаться, чтобы не выпасть из повозки. Такое ощущение, что мы проваливаемся в эту дорогу, но трактор все эти ямы спокойно переваривал. Для меня было непонятно как здесь выживают люди.
Это было невозможно назвать дорогой, хотя мы ехали по официальной дороге, которая обозначена на Яндекс картах. В один момент трактор задел дерево, и в миллиметре от моей головы пролетела ветка.
Трактор остановился, и Денис вышел с бензопилой, чтобы спилить дерево.
Я решил сесть в кабину трактора и спросить почему же здесь такая плохая дорога:
- Она вся рухнула - отвечает Денис, - потому что лесовозами всё разбили. Лес воровали и никто это не контролировал. Власти тут никакой нет. Вот была чистая дорога, от деревни до деревни гоняли комбайны, трактора.
- У батьки в Белоруссии в каждую деревню дорога сделана. Ясное дело, что Белоруссия — это не Россия. - говорит он.
- А теперь тут березы растут сантиметров по 25-30 в обхвате. И это итог бурной деятельности Горбачевского правительства и что ж будет интересно лет через 20? - спрашивает Денис.
- Я просто поверить не могу, что такие огромные пространства заброшены. - говорю я.
- А ты говоришь, почему я ругаю американское правительство. Вот итог его бурной деятельности. Это потому что враги народа под эгидой американцев, такие как Горбачев, Ельцин, его семейка с Бородиной, вообщем вся эта х***та кремлевская, вот к чему всё это привело. Тут плакать надо, уже показывать нечего. Надо было показывать лет 30 назад, когда тут все работало и пыхтело. А теперь американцы с поляками и литовцами свое дело сделали. Нашими же руками, нас и погубили!
Вскоре мы и приехали в заброшенную деревню, куда мы добирались практически час. Повсюду были брошенные дома. И что интересно, к некоторым из них было подведено электричество.
Я зашел в один из домов и был поражен насколько он сохранился. Если бы не падающий потолок, я бы подумал, что дом еще живой и сюда приезжают люди. Но никто до нас в этом доме не бывал, он рушится десятилетия и мы первыми тут ходим.
В этой деревне огромное количество заброшенных домов, и все их обойти нереально. Поэтому я направился обратно к нашему трактору. Рядом с ним я увидел местных жительниц.
- Здравствуйте! - сказал я.
- Здравствуйте, дороги тут нет, напишите пожалуйста у себя где-то. - говорят они.
- Как же вы тут живете без дороги? - спросил я.
- Плохо, совсем плохо без дороги. Ни скорая, никто проехать сюда не может. Комбикорм мы сами на тележках возим, на уазике возим. А сегодня должна была приехать косилка и застрял вот такой трактор.
- Ничего себе! Как же он застрять мог?
- Косилка же тяжелая.
- А вы тут как постоянные жители?
- Да.
- То есть фактически вы тут живете как в заброшенной деревне?
- Да. Мы на пенсии.
- А кто же вам пенсию возит?
- Да никто, мы сами за ней ездим.
- Вся деревня банально вымерла?
- Да, а приехать дороги нет. Тут еще полно животных диких, такие как кабаны, и змей полно.
Выслушав их, мне стало невероятно жаль и обидно за этих двух женщин. Вскоре мы направились дальше.
Тем временем, Денис говорит:
- И люди мучаются, вот ты видел 2 пенсионерки, ни продуктов, ни медобслуживания, ничего. Нахалы, сидят там в Москве, ж**пы греют. А тут понимаешь, люди заслуженные, которые всю жизнь отработали в колхозе и не имеют возможности нормально добраться до асфальтной дороги. Даже автолавка к ним не проехать не может, ни пожарная служба, ни скорая. Сколько можно из российского народа кровь пить? Всё им мало, если 82 трактор клепает как кибитку по этой дороге!
- Кошмар, у меня до сих пор слов нет.
- Многие даже не представляют как люди выживают в деревнях. Мы, например, едем по дороге, которой не существует. Вот покажи этим дикарям московским "поле". Здесь все раньше косилось. Они думают, что булки на березах растут. Откуда они чего знают-то? Они привыкли в теплых квартирах сидеть с паровым отоплением!
- В Москве даже не представляют, как каждый день тут люди выживают. - говорю я.
- Вот здесь можно на этом "поле" дровать готовить, только никто не даст это сделать.
- А почему? По лесному закону запрещено? - спросил я.
- Конечно запрещено, хоть это и земли сельхоз направления.
- А почему, им жалко что ли эти деревья?
- Им все жалко, они лучше сгноят, чем дадут людям. Они итак нас зажали со всех сторон, скоро все передохнут в деревнях по их милости!
Затем мы приехали в последнюю забытую деревню по нашему маршруту. Денис нашел жилой дом и спросил у хозяйки:
- А вы нам не подскажите у нас семья из Донбасса, ищем жилье, просто у меня родственники с севера Донецка.
- Вот этого дома могу телефон дать. Здесь место хорошее, тихое.
- У вас тут только скотину держать. У меня в деревне все уже заросло ельником и кустами.
- Да, место отличное.
Затем мы с Денисом прошлись по этой деревне.
- Да куда не сунься, по всей Тверской области деревни такие есть и никому ничего не надо. Молодежь уехала, колхозы, совхозы перестали существовать. - говорит он.
- Тут тоже наверное при Советском Союзе колхозом жили? - спросил я.
- Конечно, ты, посмотри, какие дома богатые. Тут люди занимались и работали. Смотри какой дом шикарный. Я бы на твоем месте, приобрел бы его себе. Тут и банька и пристройка к дому, новый двор.
Мы прошли возле дома и он оказался открытым, и мы зашли в него. Внутри он был практически нетронутым.
- Ну вот всё побросали люди, и ушли, им это не надо. - говорит Денис.
- А зачем крестики при входе нарисованы? - спросил я у него.
- Раньше когда дом освещали, крестиками обозначали.
- Здесь даже окна пластиковые вставлены. Мебель, шкафы, все тут. Заезжай и живи. Дом нормальный, его надо только на руки. Видно, недавно люди уехали. Вот беженцам раз и всё.
Осмотрев дом, мы отправились обратно домой к Денису.
- Вот так люди без дорог, связи и цивилизации живут здесь. Доживают.
- Они не отчаиваются? - спрашиваю я.
- Да нас чертом не возьмешь!
Что я хочу сказать в конце, я не перестаю удивляться русскому человеку, потому что он, не смотря ни на что, в полном отсутствии дорог, связи и цивилизации он продолжает не просто жить, а всячески развиваться и делать свою землю лучше. И опять же как Денис, создавая свою огромную собственную ферму, и пытаясь возродить деревню. В общем, я считаю, что нам удастся приехать к Денису еще раз, и он покажет нам новые затерянные места, о которых никто не подозревал.
Вскоре мы собрали вещи и пошли прощаться с Денисом.
- Ну что Денис до свидания! - говорю я.
- Счастливо, хорошей дороги, приезжайте!
- Как вы считаете, возродим деревню всё-таки?
- Постараемся, куда деваться!
Об этом месте я снял ролик, ознакомьтесь, если не смотрели.
Предлагаю ознакомиться со следующими моими статьями по данной теме: