По всей территории России разбросаны сотни труднодоступных деревень и сел. Но я и представить себе не мог, что всего в 2-х часовой езды от Москвы можно найти настоящий край забытых деревень. Школы, магазины, колхозы здесь закрылись еще с 90-х годов. Мы отправились на буханке в большое путешествие по деревням - и встретили там настоящего Отшельника, который живет без дорог, связи и цивилизации. Денис: "А я остался один на всю местность!" Туда не то что на машине - на тракторе не всегда можно добраться. Расскажу, как Денис выживает в глуши, а также покажу большое кладбище автомобилей и техники, которое досталась в наследство от колхоза. Ну, что же, добро пожаловать в забытый, но такой родной мир Русской Деревни!
В один из дней мы путешествовали по заброшенным деревням Тверской области и неожиданно для себя нашли там настоящего отшельника! И в конце концов решили у него переночевать. Что из этого вышло - читайте в этой серии.
В тот день мы поняли, что лучше переночевать с Денисом - местным жителем, потому что было очень холодно ночью. 0 градусов - возможно даже минусовую погоду обещали в тот день. Так как впереди, как таковой дороги нет, мы свои вещи из буханки переносим в трактор-прицеп. Ну а дальше должны ехать через грязь, через болота, через леса, чтобы переночевать в заброшенной деревне.
Денис:
-А кому нужна заброшенная деревня Тверской области? Мертвый край настоящий! За З года все умерли в деревне. И М.С. Горбачеву большое спасибо. Вот он все и развалил. Ни Ельцин, ни Путин… у нас его в деревне называли "крысиная подметка"!
Мы залезаем в прицеп. Там помещаются 5 человек и багаж.
- Поехали! – крикнул Денис и мы выдвинулись в дорогу. - Ты мне сразу говори, если что, потому что я в дороге.
- Да, да. – сказал я, поглядывая на ребят сзади.
Из прицепа слышится:
- Сейчас нас грязью закидает.
- Не нас, а тебя!
Я тем временем общаюсь с Денисом:
- Кстати, а трактор у вас откуда?
- Он у меня списанный, с ментовки.
- А я и не знал, что там есть тракторы.
- В УВД раньше в Главхозяйстве территорию чистили.
Через некоторое время мы завязли. Грязи ровно по бедро и выше. Трактор ушел почти полностью колесом в грязь. Через некоторое время третья попытка вырваться из грязи.
- Она сейчас пойдет как родная! - Денис пьет живительное зелье из стаканчика.
- Точно?
- Конечно!
С успехом вырываемся из грязевой засады.
- Легко! В первый раз что ли?
Едем в тракторе и я спрашиваю:
- О деревнях кто-то вспоминает? Или это все - таки деревни забытые?
- Никому мы не нужны...
Трактор в какой-то момент окончательно встал и дальше идем пешком со всеми вещами.
- Во всех домах хозяева есть, но никто не живет. Все умерли с короной…
Имелось в виду, видимо, времена пандемии…
Подходим к дому, страшная темнота. Вокруг лай собак. По ощущениям, их тут десятки. Какие-то на привязи, какие-то бегают свободно.
Денис приглашает домой:
- Сейчас - пожрем, посидим. У нас все фермерское: молоко, но колбаса покупная - свою колбасу не делали еще. Ой, матушка, ой, хлеб наш, хлеб свойский... Вот посмотрите сами печем - вот это наш хлеб и пригубите его. Но он не свежий, больно...
- Да вы что, ничего, конечно. Главное, свой хлеб.
- Так за 20 годов никого и не было. Мы тут одичали совсем, никого нет. Вот садитесь, сделал яичницу на огромной сковороде. Ну, разбирайте…
Мы за обе щеки едим вкуснейшую яичницу ярко-оранжевого цвета.
- Людей-то нету! Я тут понимаешь что... я тут с малых лет. Этот дом мне не просто так достался. Мы люди советские тут все. Какая была деревня при СССР, все работало. Ну, что тут было? Много людей, дорог было, и все было здорово. Люди были, все жили, все было замечательно. Дай Бог Леониду Ильичу Брежневу! Вот надо кого упоминать!
- Ну что тут было много людей?
- И дорога была, и все было здорово. Люди были - все, все кипело и все было замечательно. Самое страшное то, что я остался один из всех, кто что знает, где чего было. Вся местность - км на 30 вперед и на 30 назад, понимаешь! Я тут все знаю.
- Родственники есть у вас?
- Все подохли... нет никого. Мне даже передать некому. Я что знаю, как мне старики рассказывали, понимаешь, где какие колодцы, где какие деревни... А я остался один на всю… на всю местность.
- Одному тяжело?
- Нормально...
Поначалу мы хотели ночевать у Дениса, но быстро поняли, что нашу огромную команду будет сложновато разместить у него. Мы спросили, какие вообще есть варианты размещения? А он, ну прямо, как в гостинице показал на выбор несколько домов. Мы, конечно же, выбрали дом с электричеством, благо было из чего выбирать. Захожу в заброшенный дом… Печка топится! Атмосферно! Собаки, щенки лают.
Денис продолжает:
- Они всю ночь лают в лес.
- Т.е. там они что-то чувствуют?
- Конечно, конечно. Медведь ходит и волк ходит, лиса ходит…
Потом Дениса резко прорывает насчет ужасных дорог…
- Замотался я по этой грязи, ездить, лазить! Я смотрю во окно и вижу… сельское хозяйство развивается!
- А интернет есть?
- Нет. У меня свой интернет – свояк мой. Надо чего – он мне позвонит, а интернет нам не нужен! Мы и без него проживем.
И заканчивает Денис:
- Мы доживаем тут. Мы подохнем и все. И местность, все исчезнет в НИЧЕГО! Нам лишь бы государство не мешало бы, жить можно. Не пропадем!
Решаю сменить тему:
- Медведи не обижают?
- Медведи не обижают. Вы главное приезжайте! Рассказывайте про нас…
Настает утро. Как же завораживают такие виды, когда находишься в деревни - ощущаешь себя маленькой частичкой, и ты чувствуешь себя гостем среди природы. Куда аккуратно зашел и боишься что-либо тронуть, потому что с одной стороны волки и лисы, а с другой - медведи. Обуревает настоящий страх, как будто находишься в самой гуще джунглей.
Просыпаюсь в палатке, которую разбил прямо посреди заброшенного дома. Ночью спалось прекрасно и уютно, как в собственной кровати.
Удивительно, как вроде бы мы находимся не так далеко от Москвы - всего лишь несколько сотен километров, и вот такое полное отсутствие цивилизации. Здесь из цивилизации только электричество. Все!
В советское время здесь, в непроходимых лесах и болотах, как грибы были раскиданы деревни. Еще недавно здесь была школа, рассказывают местные жители - они ходили в школу, магазин обязательно, как же без него. В советское время колхоз, потому что здесь все жили колхозом. Деревни специально закидывали деньгами, чтобы оттуда никто не ехал в город. Ну, а с развалом Советского Союза - колхозы все развалились, работать негде. Ну и все повалили в крупные города, и деревня стала умирать.
Подхожу к старому заброшенному "запорожцу". Сиденья уже нет. Видно, что уже давным-давно не используется. Еще, кстати говоря, на старых номерах - 65-71 МКЕ.
Дальше вижу трактор от закрытого уже ВТЗ. Удивительно, но о нем снимал несколько лет назад ролик. Завод уже закрылся, а продукция его живет. Он - видно, что вполне в рабочем состоянии.
Этот вездеход, видно, что он не на ходу, но когда-то использовался. Причем это какой-то самодельный. Хотя нет, просто даже не видел таких еще…
Вот еще тоже серьезная машина. Да, она уже не на ходу, к сожалению. Но вот это протектор - посмотрите - насколько мощно. Такой любую грязь проедет.
Прохожу дальше кругом щенки - какая милота! Вот этот самый гавкающий. Ха-ха. Вот такая вот заброшенная деревня!
Дома, дома, дома… прохожу десятки навсегда брошенных домов.
Подхожу к бане. Была банька, кстати говоря, - топили ее, судя по всему – по-черному. Видите - все в саже. Топили - выходили. На севере очень любят попариться таким образом.
Подходим к соседней деревне. Они тут друг от друга находятся на расстоянии 2-х км. Вот видно даже большие домики - современные. Непонятно, правда, как это все сюда везут по такой грязи - других дорог тут нет.
А вот такой вот тип колодцев, называется 'журавль' - делается такая интересная конструкция, чтобы банально не надрываться. Принцип тут примерно такой - цепляется ведро за деревяшку, опускается и на такой тяге поднимается ведро с водой. Главное, мне вверх не улететь с ведром!
Если честно, по заброшенным домам ходить очень неуютно, потому что ощущение, что ты заходишь к кому-то в гости, несмотря на то, что дом кажется заброшенный, но остался еще запах людей. И не знаешь, что ты встретишь здесь. А можешь ничего не встретить. Бывали случаи, когда вот в таких вот домах находили уже умерших людей.
Тоже довольно интересный домик-сюда кто-то временами приезжает кто-то. Наличники красивейшие. Причем-все сами вытачивали.
Вообще деревни самый сложный вид заброшенных мест, потому что находить до них крайне сложно добираться и найти их. Каждая деревня - это просто огромная работа, которая нами проделана. По факту, когда приезжаешь может оказаться, что там ничего не осталось. По спутнику еще что-то видно, какие-то крыши. Ну,а в реальности может вообще все дома могут быть сожжены.
Идем к Денису, будим. Несем разные гостинцы в благодарность ему. И просим очень довезти нас до Большой земли, к месту, где есть дорога.
На утро дорога подсушилась, и мы на тракторе с прицепом двинулись в путь!
- Как деревню возродить?
- Надо народ с городов сгонять. Ну, сейчас голодно будет, будут возвращаться. Народ возвратится в деревню.
- Возвратится?
- Конечно, жрать-то надо что-то будет. А в городе что? Кроме бетона ничего нет. Сейчас такая же история как после Бориса Годунова. В деревнях никого нет. Ничего не сеется, ничего не пашется.
- Может, деньги колхозам давать?
- В колхозе надо, чтобы кто-то работал, а населения нет.
- Ну да… Когда дороги сделают?
- Не в нашей жизни!
Ну, и по традиции у нас буханка снова плохо заводилась, и Денис предложил поехать еще в одну полуживую деревню. Вот плюс буханки - в любой деревне заброшенной можно найти на нее запчасти.
- А вы что-то видите?
-Я все вижу. Переделанная машина.
- Она переделана тут от Патриота половина. Но в целом она очень не капризная и русская.
-Ясное дело. Слава Богу, не американская. Мужики, и то я вас попрошу - вы мне поможете?
-Конечно.
-Я бутылочку возьму – сейчас... в деревне
-А когда нет бутылочки, чем занимаетесь?
-Делами!
Едем в соседнюю деревню за самогоном.
-ЗООр. Принесли? – из дома слышатся голоса и звон бутылок.
Денис выходит с несколькими бутылками и говорит:
-Если самогонка нормальная, ее хоть литрами пей. Ничего тебе не будет!
Я вдруг спрашиваю:
-Сейчас в тюрьму не сажают за самогон. Что шифровка такая?
-По старинке. По советскому времени…
Друг в шутку говорит: «Следующая ночь будет полна «русских тайн!»
Денис открывает бутылку и вместо завтрака выпивает сразу ее четверть.
-Качественная? Не прогадали?
-Занюхнуть бы - Денис пьет из 5-литровой бутылки воды залпом.
Оставляем Дениса у того места, где его забирали и спрашиваю:
-А скажите, вы сейчас вернетесь домой, что вы будете делать?
-Дрова надо напилить, собакам сварить, так что у меня козы есть, куры есть, гуси есть, утки есть. Проживем - хлеб печем сами!
-Ну скажем так, вы оптимист.
-Конечно. А что помирать-то? Никому мы не нужны. Живем, как говорится, для себя.
-Это же главное - для себя жить.
-Ну, давайте! Приезжайте, мужики! Я дома всегда... Друг у вас здесь теперь! Все, до свидания!
Когда уезжал, сердце щемило, потому что у меня все детство прошло в деревне. Поэтому мне близки деревенские панорамы - я в принципе понимаю людей, которые тут остаются. Потому что здесь нет цивилизации, нет какого-то напряга, связанного с городом, что тебе надо постоянно зарабатывать деньги, тебе постоянно надо крутиться - куда-то бежать! Ради чего? Тут здесь такая обалденная природа, тут видите - все дома без заборов, потому что... Ну, кто сюда залезет? Тут ходят только медведи, волки, да лисы - кого тут боишься? Знаете, деревенские люди - у меня вселяет просто очень сильное уважение, просто хочется пожать им руку, потому что свободолюбивые люди, которые не хотят ни от чего зависеть. Они, несмотря ни на что, даже на отсутствие цивилизации, продолжают не просто выживать, а по-настоящему жить!
Ну, на этом все. Путешествуйте по России. Любите свою Родину. Развивайте местный туризм. И просто будьте счастливы! В следующей серии мы продолжим наше путешествие по забытым деревням Тверской области, проведем как дела у отшельницы, с которой мы виделись год назад, а также посетим множество других неизведанных деревень. Впереди нас ждет открытие еще немало забытых мест! До новых встреч! Пока.