Найти тему
СКАН-Интерфакс

"Черная пятница": массовое безумие или отличный PR-ход?

Оглавление

"Черная пятница" — ежегодная распродажа, которая проводится в конце ноября. Как все зарождалось, есть ли выгода от события для бизнеса и PR и как отрабатывают этот инфоповод компании — читайте в материале.

«Черная пятница»: история и наши дни

Интересно, что изначально "Черная пятница" зародилась в США и была связана с распродажей после важного для американцев праздника - Дня Благодарения. Как правило, этот день всегда выпадает в промежуток между 23 и 29 ноября.

Почему "черная" пятница? Существует легенда, что в бухгалтерском учете раньше убыточные дни отмечали красным цветом, а прибыльные — черные. Так как прибыльный день выпадал на пятницу, то ее стали называть «черной». Есть и еще одна версия происхождения "Черной пятницы". Так, говорится, что в Филадельфии в 50-60-е годы люди массово съезжались в город, чтобы купить подарки ко Дню Благодарения. Из-за большого количества народа появлялись длинные очереди, воровство, пробки и беспорядки.

В качестве маркетингового инструмента «Черную пятницу» стали использовать только в 80-х годах: каждую последнюю пятницу ноября владельцы открывали свои магазины на несколько часов раньше и предоставляли покупателям хорошие скидки. Рост выручки и приток покупателей в этот день мотивировали присоединяться к распродаже все большее число компаний.

В России "Черная пятница" стала популярна в 2010 году, но в основном среди маркетплейсов. Сегодня в ежегодной распродаже принимают участие практически все сферы бизнеса. После "Черной пятницы", как правило, стартует Киберпонедельник - день, в который все интернет-магазины устраивают онлайн-распродажи.

"Черная пятница" для бизнеса

Ежегодная распродажа — отличная возможность для бизнеса не только расширить круг целевой аудитории и привлечь новых покупателей, но и укрепить взаимоотношения с уже имеющимися клиентами. К основным плюсам можно отнести:

1. Привлечение новой аудитории

"Черная пятница" — это ситуативный инфоповод, который приносит высокие охваты даже в том случае, если компания ничего не продает. Например, мы отследили в СКАНе, что исследование компании Tiburon Research набрало почти 4 млн охвата — и все из-за правильно выбранной темы, даты публикации и подачи.

Скриншот: система мониторинга СМИ и соцмедиа "СКАН-Интерфакс".
Скриншот: система мониторинга СМИ и соцмедиа "СКАН-Интерфакс".

2. Рост продаж

Важно понимать, что аудитория может покупать услуги или товары не сразу, так как необходимо время на "подумать и сравнить". В этом случае "Черная пятница" является еще одним привлекательным и выгодным поводом для аудитории, чтобы познакомиться с брендом.

3. Укрепление взаимоотношений с клиентами

Также "Черная пятница" - это отличный инструмент для повышения лояльности аудитории. В данном случае можно воспользоваться инструментом персонализации скидочных предложений.

4. Повышение вовлеченности у аудитории

Такие дни - очередная возможность для бизнеса подойти к коммуникациям креативно. Необязательно продавать товары или услуги "в лоб": можно разместить интересные факты про "Черную пятницу", исследования и другие новости, которые привлекут внимание к бренду.

"Черная пятница" — хороший инфоповод для PR?

Безусловно, да. Ситуативный PR всегда помогает грамотно и нативно встроиться в новостную повестку и получить максимально высокие охваты.

Вот основные причины, по которым в следующем году вам точно стоит выпустить инфоповод к "Черной пятнице":

1. Получить миллионные охваты

Как, например, у МегаФона. Новость об обнулении стоимости интернет-трафика для абонентов, выпущенная в преддверии ежегодной распродажи, хорошо разошлась в СМИ и набрала 537 перепечаток и 17 млн охвата.

Скриншот: система мониторинга СМИ и соцмедиа "СКАН-Интерфакс".
Скриншот: система мониторинга СМИ и соцмедиа "СКАН-Интерфакс".

2. Возможность попасть в топовые СМИ

Если вовремя выпустить инфоповод с цепляющим заголовком или интересное исследование, то есть возможность попасть даже в ленты ведущих Информационных агентств России. Казалось бы: новость "Мегамаркета" перепечатали всего 9 раз, однако среди изданий — ведущие СМИ, благодаря чему мы можем видеть охват в 8,3 млн.

Скриншот: система мониторинга СМИ и соцмедиа "СКАН-Интерфакс".
Скриншот: система мониторинга СМИ и соцмедиа "СКАН-Интерфакс".

Этот тезис подтверждает и Евгения Заславская, CEO международного агентства коммуникаций Zecomms Agency. По ее словам, "Черная пятница" — отличная возможность попасть с упоминанием в бизнес-СМИ. Используем этот инфоповод для наших клиентов не первый год и каждый раз 100% попадание. Журналисты также любят эту тему, а это значит, что люди ищут информацию на эту тему. Если собрать хорошую качественную дату, то выход в сми вам обеспечен (это правило, правда, касается любой новости). Примечательно здесь то, что этот инфоповод подходит для совершенно разных областей: ритейл, недвижимость, банкинг, кибербезопасность, IT. Собрать уникальные данные можно практически по любому направлению".

И напоследок: чей корпоративный инфоповод стал самым охватным в контексте "Черной пятницы"?

Для этого мы обратились к системе мониторинга СМИ и соцмедиа "СКАН-Интерфакс", где можно отследить все главные PR-метрики и не только. Так, самым охватным инфоповодом в контексте "Черной пятницы" стала новость, опубликованная МегаФоном. На втором месте — Билайн (9.2 млн), на третьем — Мегамаркет (8,3 млн). Остальных лидеров смотрите в карусели.

Таким образом, мы видим, что ситуативный PR — еще одна возможность выделить бренд среди других и укрепить эмоциональную связь, а "Черная пятница" — еще одна возможность для генерации инфоповода.

В комментариях делитесь, считаете ли вы инфоповод про "Черную пятницу" хорошим? Не забудьте подписаться на наш канал — у нас регулярно выходят материалы на самые "жаркие" темы.