Думала я думала, написать ли мне итоговую статью по прочтении всей трилогии или писать после каждой части. Ну и по заголовку вы уже поняли, что я решила. А всё потому, что впечатлений от второй книги тоже накопилось, и ещё я нашла кое-что любопытное и хочу с вами поделиться. Итак, поехали!
Что за фрукт?
«Последний выпуск» — вторая книга фэнтезийной трилогии «Смертельное образование» американской писательницы Наоми Новик. Это история от первого лица, в которой юная волшебница Галадриэль (или просто Эль) рассказывает нам о своей жизни на третьем (предпоследнем) году обучения в Шоломанче, школе для волшебников, где им приходится не только делать уроки, но и выживать.
Чуть более подробно о сюжете я рассказывала в разделе «Что за фрукт» своей публикации с впечатлениями от первой части. Забегайте почитать, если ещё не успели:
Мои впечатления
- Я уже очень сильно втянулась в историю и больше не испытываю неприязни к стилю повествования в целом, как говорила в прошлом отзыве. Однако встречались моменты, когда мне хотелось перечитать какой-то кусок несколько раз, чтобы понять, что вообще сейчас произошло. Мне это не нравится, прямо хочется обратиться к автору с вопросом: «Прошу прощения, Наоми, а я правильно поняла, что тут произошло вот это, или я что-то упустила?» Я всегда помню, что у переводного произведения два автора: писатель и переводчик, и ошибиться мог кто-то из них, но тут такие вещи, что, скорее, дело именно в первоисточнике. Хотя я не сравнивала, утверждать не буду.
- Говоря о переводе, хочу отметить, что я узнала для себя несколько новых слов и удивлена, как переводчица вообще их подобрала. Но удивлена приятно, потому что расширение словарного запаса — это всегда хорошо, даже если это устаревшие выражения. Например, как вам такое: водить кого-то на помочах. Мне не раз пришлось гуглить, а ведь это просто развлекательная молодёжная литература. И ещё хочу показать вам классное сравнение от автора:
Сердце колотилось о ребра, как будто насмерть поругалось с легкими и теперь нервно било посуду об стенку. (цитата из книги)
- Юмор. Некоторые кусочки, в частности касающиеся отношений главной героини Эль с главным героем всея Шоломанчи Орионом, я даже зачитывала вслух своему молодому человеку и не могла не хохотать. А кличка, которую получила мышка-фамильяр главной героини, — невероятно очаровательная шутка, придуманная в связи с именем Галадриэль.
С какой стати в голове у меня возникла идиотская мысль поцеловать Ориона Лейка в библиотеке, вместо того чтобы делать уроки? Больше всего это напоминало симптомы заражения мозговым червем. (цитата из книги)
- Мы всё больше узнаём о мироустройстве, и, пожалуй, мне больше всего в этом цикле нравится именно узнавать как можно больше подробностей о жизни волшебников как в школе, так и за её пределами. Мне кажется, если убрать все эти описания, то уйдёт добрая половина истории. Так как мы знакомимся с Эль уже на предпоследнем году обучения, то в первой книге мы не особо много узнаём о том, как живут первогодки. Спасибо писательнице, которая не махнула на это рукой, мол, раз мы уже на третьем курсе, зачем болтать о первых днях в школе. Нет, во второй книге главной героине приходится часто взаимодействовать с новоприбывшими, благодаря чему мы теперь получаем представление вообще обо всей школьной жизни, начиная с подготовки к поступлению и заканчивая выпуском.
- По ходу повествования мы встречаемся с большим количеством монстров, которых тут называют злыднями (перевод мне, кстати, нравится, в оригинале они — maleficaria). Каких-то автор описывает довольно подробно, потому что это важно для сюжета. А каких-то просто называет. В общем, было бы классно увидеть какое-нибудь спец издание, где нам покажут, как выглядят все эти товарищи, вообще все.
Моё разочарование удивление
Уже не помню, когда я последний раз такое встречала и встречала ли вообще. Но с моей книгой, совсем новенькой, приехавшей ко мне в плёнке, произошла вот такая неприятная ситуация, когда я была на середине истории:
Мне кажется, последний раз я видела разваливающиеся книги в годы учёбы, когда все брали в библиотеке учебники, прошедшие уже много рук, причём не самых заботливых. А вот чтобы это случилось с новой книгой, которую читала только одна я, такое вижу впервые. Конечно, сначала я расстроилась. Но теперь я скорее удивлена и даже думаю, ладно уж, будет у меня теперь книга с изюминкой (грустный смешок).
18+
В своей статье про первую часть я сделала акцент на том, что отметка 18+ появляется только со второй книги и интересно, чем она обусловлена: ещё бОльшей жестокостью, которую переживают герои (в Шоломанче смерть — дело привычное), подробным описанием милостей-пряностей (в первой части отношения у главной героини только-только зарождаются, но она так груба с бедным мальчиком, что мне его всегда жалко) или всем вместе взятым. Почему я решила вывести это сейчас отдельным пунктом? Потому что в комментариях под той статьёй уже начали делать ставки. Ну ладно, ставка была всего одна: на милости-пряности. И да, автор канала Литературный коД, вы оказались правы. Но честно говоря, описание-то там всего на страничку, ничего эдакого. Как говорится, а разговоров-то было. Но факт есть факт, так что 18+.
Кое-что любопытное №1
Название у школы звучит очень уж интересно, нельзя не задаться вопросом, откуда писательница его взяла. И оказывается, не из воздуха. Если вы уже в теме, то завидую вашей начитанности. Для меня же эта информация стала новой.
Шоломанча — школа из трансильванских преданий. Ей управлял сам Дьявол, а учениками были тёмные маги. По окончании обучения один из выпускников был выбран Дьяволом, чтобы управлять погодой, летая на драконе. Школа якобы находилась под землёй, и ученики находились там 7 лет, не выходя на солнечный свет (Наоми Новик пожалела своих героев и заточила их всего на 4 года). Считается, что Дракула тоже там учился. Я роман Брэма Стокера читала, но не припомню такой информации. А вы? Там дальше можно ещё углубляться в историю возникновения названия школы, тоже интересно, но не буду долго болтать.
Кое-что любопытное №2
Афантазия — отсутствие способности визуализировать образы. Люди с такой особенностью не умеют воображать «картинки» в голове, поэтому им также сложно фантазировать что-то на будущее и вспоминать своё прошлое, потому что во всех этих случаях мы обычно именно видим свою фантазию, как на экране. Подробнее об этом феномене можете почитать тут.
Так вот, «кое-что любопытное №2» заключается в том, что у Наоми Новик именно такая особенность. И я уже не первый раз узнаю о таком человеке, который при этом является творцом. В другом случае была художница. Считаю это поразительным, что люди, которые не видят в голове образы, создают картины или даже целые волшебные миры. Наоми Новик говорит, что для неё это всё просто слова, она не видит саму картинку, когда сочиняет. Мозг — удивительная вещь.
Итог
Я еле заставила себя лечь спать, когда дочитала вторую часть, просто потому что надо бы поспать перед работой хотя бы 5,5 часов, а на следующее утро воспользовалась свободными 15 минутами перед выходом, чтобы схватить следующую книгу, потому что ой-ой-ой на чём та часть оборвалась, друзья, очень волнительно. Не жалею, что взялась за этот цикл, потому что определённую дозу ярких эмоций я получила. И очень уж мне нравится название школы.
Надеюсь, вам было интересно, а я побежала читать дальше.
_________________________
Обновление: о моих впечатлениях от первой и третьей частей можете почитать по ссылкам ниже: