Здравствуйте, друзья! Вы на канале "На кушетке", располагайтесь удобнее.
Сегодня мы разберём ещё один миф о психологах. И касается он нашего исключительного могущества и всевластия.
«Психологам ничего не страшно, они же умеют манипулировать другими и могут себя защитить! К тому же они совершенно не вовлекаются в переживания человека, который к ним пришёл!»
Знаете, звучит даже жутковато. Не хватает, разве что умения вводить в транс одним взглядом и способности внушать мысли на расстоянии =) Опасные мы люди, оказывается. Эх, хотелось бы, конечно, но нет. Психологи тоже люди и ничто человеческое нам не чуждо, как говорится. Откуда же такое мнение взялось? Отвечаю — от незнания кухни. Это первое.
По данным социологического агентства «Вебер», 80% россиян никогда не были у психолога.
Это прям очень много. И многим из этих 80-ти процентов нужна реальная помощь. Но пока коммуникация у нас не в чести и обращаться за чужой помощью (тем более - к мозгоправам) зазорно. Хотя проблемы от этого никуда не деваются. Но колхоз — дело добровольное, и к любому изменению нужно созреть. Благо сейчас тенденция меняется.
Другая сложность состоит в том, что на любого специалиста автоматически накладывается клеймо "Ну ты же..!".
Причём не зависимо от профессии. Вариантов уйма. "Ну ты же врач (мастер, учитель, строитель, айтишник и т.д.)!". И дальше идёт целый хит-парад, почему именно ты можешь (да нет, обязан!) помочь справиться с возникшей проблемой. Словно ваша профессия — это панацея от всего.
Но это не так. Даже, если вы первоклассный специалист в своём деле, обязательно найдётся такой вопрос, который будет для вас в новинку. И, возможно, поставит на какое-то время в тупик, а то и вовсе надолго озадачит. Но именно так и происходит развитие и усовершенствование знаний.
Да, психолог знает и понимает человеческую природу лучше, чем не психолог. Тем не менее встречаются самородки, которые пользуются своими способностями неосознанно, по наитию, и нигде этому не учились.
Пока специалист (не важно, в какой области) растёт профессионально и набирается опыта, он многое испытает на своём пути. А так как он человек, то будет испытывать и страх, и неуверенность, и сомнения относительно своих действий.
Одним из таких существенных испытаний становятся ваши клиенты / пациенты / ученики. Именно они являются нашими лучшими учителями, акцентируя наше внимание на скрытые детали, задавая каверзные вопросы и озадачивая предположениями.
Обращаясь к специалисту мы априори считаем его компетентным. По крайней мере надеемся, что он знаком с вопросом не только в теории и что на него можно положиться.
Вряд ли бы вы обрадовались, если на приёме психолог будет вместе с вами рыдать, правда? Или начал бы жаловаться в ответ на ваши сетования. Тем более, что для клиента его проблема, как говорится, ближе и понятнее, он находится в ситуации и переживает. Здесь нужен кто-то сильнее. И эта — третья причина мифа о бессердечности мозгоправов.
Для психолога же (как и для любого другого специалиста) важно разобраться в самой ситуации, найти закономерности и вывести своего подопечного из неё. Перед ним задача, которую нужно решить. А клиенту — очиститься от накопившейся эмоциональной грязи. У каждого своя роль.
Но со стороны такая отстранённость психолога вполне может показаться его чёрствостью и безразличием к судьбе клиента. Словно того ничем не пронять! А может он вообще ничего не чувствует и не понимает меня?
Спешу вас успокоить — порой нам точно так же бывает страшно, мы приходим в замешательство не хуже клиентов =) Ведь каждая история уникальная. Да, в них есть схожие детали, сценарии и реакции, но люди всё равно разные и сюжет их проблемы может развиваться непредсказуемо. Для самого клиента ситуация, с которой он приходит, может казаться незначительным эпизодом его жизни. А вот при детальном разборе на поверхность могут выплыть скрытая причина его проблемы.
Вдобавок некоторые клиенты умеют манипулировать не хуже опытных профессионалов! Но это происходит скорее от незнания психологически грамотных методов взаимодействия, чем от неприкрытого желания навредить. Тогда потребуется больше времени, чтобы убрать нездоровые модели поведения и обучить клиента психологически здоровым реакциям. Ну и самому сходить в своему психологу =)
Если вы находитесь в затруднительной ситуации, думаете обратиться к психологу или просто накопилось и нужно выговориться — напишите мне в Telegram и я подберу для вас время консультации ⬇️
———————————————————————————————————
А встречаются ли в вашей профессии стереотипы? Расскажите о них в комментариях!