Всемирно известный архитектор Антонио Гауди был не просто гением, но и настоящим трудоголиком. Он так много времени уделял работе, что ему так и не удалось преуспеть в жизни семейной. И всё же в биографии архитектора был эпизод, когда он попал по женские чары. Его влекло общество женщины по имени Хосефа Моро. Кто же она такая?
Фигура Хозефы Пепеты Моро, а вместе с ней и ее влияние на Антонио Гауди, большую часть времени оставалась в тени истории. Она, как и многие другие женщины в истории, была забыта. В последнее время интерес к её биографии возродился, что дает новый исторический взгляд не только на жизнь знаменитого архитектора, но и на женщин того времени.
Хосефа Пепета Моро, которую сегодня считают женщиной, опередившей свое время, а некоторые даже называют музой Гауди, родилась 16 июня 1857 года в испанском городе Матаро в богатой семье, не чуждой либеральных взглядов.
Матаро стал одним из важнейших промышленных городов страны. Текстильная промышленность была полюсом притяжения для населения, приехавшего на заработки извне, и это явление вызвало трансформацию облика города для строительства новых рабочих кварталов. В XIX веке Матаро и Барселону связала железная дорога, построенная на деньги частного инвестора. В окрестностях также было множество виноградников.
Но основа жизни города была морская торговля. Корабли, полные товаров со всего мира, разгружались сначала на пляжах города (ещё до появления порта в Мотаро), чтобы избежать уплаты налогов и пошлин, которые приходилось платить городу Барселоне. Многие жители Матарони увидели возможность в морской торговле и отправились «осваивать Америку». Некоторые одержали победу и вернулись домой с огромными состояниями, что способствовало промышленной революции и финансированию модернизации города.
В Матаро семья Моро жила в просторном доме, построенном в 1864 году. Это был приличный особняк с оборудованной ванной комнатой, что было большой редкостью в муниципалитете в XIX веке. Дом был украшен предметами роскоши, что могли себе позволить лишь зажиточные семьи. В центре дома располагался большой зал, куда по праздникам приглашали многочисленных гостей. В доме также нашлось место часовне, в которой можно было проводить различные церемонии, от месс до причастий.
Отец Пепеты Антонио Моро был как раз обязан своим положением морской торговле. Он был владельцем парусника «Антонио», на котором путешествовал и вел дела на Кубе и в Африке. Такой образ жизни побудил его даже заняться бизнесом с сомнительной репутацией. Антонио прославился и многочисленными изменами, успев стать отцом детей от других женщин. От официальной же супруги Антонии Форнеллс Моро у него было четверо детей.
***
У Пепеты было две родных сестры (Магдалена и Агустина) и один родной брат (Хосеп Мария), который был самым старшим из них. Пепета была рыжеволосой девушкой, умной и очень красивой, поэтому у нее никогда не было недостатка в женихах. В 1875 году, когда ей только исполнилось 18 лет, юная Пепета вышла замуж за карлиста (*испанский монархист) Хоана Палау, капитана, который решил использовать деньги от приданого молодой супруги для покупки парохода, на котором можно было осуществлять каботажные перевозки по Северной Африке, вести торговлю такими товарами, как вино и эспарто.
Для молодой красавицы Пепеты брак с Хоаном Палау обернулся настоящим адом. Ей приходилось терпеть постоянное пьянство и побои мужа, так умело распорядившегося приданым. У Хоана была к тому же страсть к азартной игре. Как следствие у него беспрестанно накапливались игровые долги. В 1878 году Пепета, жившая тогда давно не в родном Матаро, а в Оре, городе на северо-западе Алжира, поняла, что забеременела. Пепета сообщила мужу о своем положении, ожидая очевидно, что беременность привнесет изменения в укладе её жизни.
В ответ Хоан Палау ошарашил беременную молодую женщину известием, что он уже нашел себе другую. Мало того, он женат на другой женщине в Буэнос-Айресе. Этот авантюрист очевидно не был рад новости о беременности жены. Успев продать корабль он бросил беременную Пепету на произвол судьбы, не оставив ей ни копейки.
Оставшись брошенной на произвол судьбы в Оре, одна и без средств, Пепета не упала духом, но смогла найти выход из положения, устроившись играть на пианино в одном из городских баров. Злые языки позже сплетничали, что она занималась проституцией в это время. Как было на самом деле с уверенностью уверять невозможно.
В этот период она научилась говорить по-французски. При этом язык она выучила настолько хорошо, что позже она будет его преподавать в организации “Cooperativa Obrera Mataronense”. А некоторое время спустя Пепета наконец смогла вернуться в Матаро благодаря морякам, которые сжалились над ее положением и помогли ей добраться в родные края.
Сын Пепеты родился здоровым, но к несчастью мальчик умер от дифтерии 3 января 1883 года в трехлетнем возрасте. Так драматично сложился этот злосчастный первый брак Пепеты. Семья Моро по возвращению дочери начала процедуру объявления брака между Пепетой и Хоана Палау недействительной. В конечном итоге Моро добились аннулирования брака из-за двоеженства Хоана. Пепета смогла восстановить свой законный статус незамужней женщины и постараться начать новую жизнь.
***
Её брат в мемуарах Пепету описывал следующими словами: «… с волосами цвета темного золота, почти красного дерева, с загадочной привлекательностью, заставляющей смотреть на неё». Этот образ в 1885 году привлек внимание архитектора Антонио Гауди, когда его глаза впервые увидели Пепету Моро.
А познакомился Гауди с семьей Моро благодаря Сальвадору Пажесу. Сальвадор Пажес, друг и партнер Гауди, был текстильным промышленником, основавшим “Cooperativa Obrera Mataronense”. Учитывая близкую промышленнику идеологию, имеющую много общего с утопическим социализмом, он поручил Гауди спроектировать промышленный комплекс по структуре рабочих колоний, который включал бы инновационные по тем временам социальные плюсы.
Пажес был дружен с семьей Море и, чтобы помочь им, нанял Пепету и Агустину преподавать в им организованную фирму. Когда Гауди познакомился с семьей Моро, Пепете было 27 лет, Магдалене 23 года, Агустине 21 год, а младшему сыну Хосепу Марии исполнилось 12 лет. Гауди было 33 года, когда он, как оказалось, нашел видимо свою самую большую любовь.
Надо сказать, архитектор был влюблен и раньше. Есть сведения, что в 1871 году, в возрасте 19 лет, он влюбился в молодую француженку, с которой он также познакомился в гостях у одной семьи. Сам Гауди вспоминал этот эпизод своей жизни так:
«Я очень влюбился в те дни и навещал её так часто, как мог. И она как будто всё понимала и говорила со мной очень ласково, очень, очень… Настолько, что я был опьянен. Но она была помолвлена в своей стране, и настал день ее возвращения. У меня не хватило смелости пойти и проводить её. В то время, когда она уезжала, я был дома, ощущая себя словно мертвым. Больше я ничего не знал о ней, только то, что она вышла замуж в своем городке.”
Пепета была женщиной либеральных нравов, много повидавшей, попутешествовавшей, в чем-то хоть и невольно, но нарушившей основные стереотипы поведения женщин своего времени. Она была одаренной. Пепета не только была превосходной пианисткой и говорила на разных языках, но и очень интересовалась политикой, что было очень необычно для женщин того времени, поскольку обычно считалось, что это предмет интереса был предназначен только для мужчин. Пепета же читала антиклерикальную прессу, поддерживала отношения с республиканскими, социалистическими и антиклерикальными деятелями в родном Матаро.
Гауди был очарован конечно же и красотой, и самой личностью Пепеты, хотя они были совершенно противоположными по характеру и мышлению. Как когда-то в годы юношества Гауди посещал дом француженки, так и теперь каждое воскресенье он ходил в дом Моро, где наслаждался музыкальными выступлениями Пепеты, а также фресками, украшавшими дом, на которых были изображены различные места, которые отец семейства посещал во время своих деловых поездок - залив Рио-де-Жанейро, парусник в шторме и различные пейзажи Карибского моря. Фактически, именно эти декоративные фрески дома Моро вдохновили Гауди на декорирование столовой дома Висенс.
Гауди всегда брал с собой племянницу Розиту на воскресные визиты, приезжая поездом из Барселоны, но долгое время был слишком застенчив, чтобы признаться в своих чувствах или подойти к ней. Визиты все же вошли в привычку. За четыре года знакомства с семьей Моро его влечение к Пепете только росло. За эти годы, проведенные в дружбе с семьей Моро, Гауди хорошенько познакомился со всеми членами семьи. И фактически, младший семьи Моро, Хосеп Мария Моро, в конечном итоге начал карьеру в области архитектуры именно благодаря вдохновению, которое он подчерпнул от присутствия в их доме Гауди.
Так Антонио Гауди влюбился в Пепету и наконец решил признаться ей в любви. В отличие от девятнадцатилетнего юноши он был уже взрослым мужчиной, решившийся не упустить счастья. Но ответ, который он получил от Пепеты, был не таким, как он ожидал. Антонио узнал, что оказывается Пепета уже была помолвлена с другим мужчиной. Она отвергла его любовь, показав обручальное кольцо своего жениха, о котором Гауди не знал несмотря на знакомство с Моро.
Можно только догадываться, как болезненно было Гауди ощутить себя в ситуации, когда предмет любви оказывается уже помолвлен с другим. Как когда-то в юности судьба или рок опять возвращал его к этой развязке. А он очевидно был человеком, котором стоило больших усилий попытки наладить личностные отношения с женщинами в силу склада характера.
Было много предположений о том, как этот отказ ознаменовал некий новый этап жизни гениального архитектора. Кажется, несомненно, что это разочарование в любви привело его к самоанализу. Есть свидетельства того, что он так и не вернулся в дом Моро.
В отличие от строк, которые он оставил нам о любви к француженке, о его любви к Пепете нет никаких свидетельств в его немногочисленных рукописях. Гауди скорее всего сохранил эту драму в душе, видимо лишь устно сделав некоторые признаний своему близкому другу, поэту Жоану Марагалю.
Гауди больше никогда не влюблялся. Известно, что годы изменили архитектора. Он ушел с головой в свое призвание, в свои архитектурные проекты. Католицизм для него приобрел также большое значение. Этот одинокий человек с одной стороны казался многим не слишком симпатичным из-за своего сложного характера. Лишь для друзей он видимо был человеком дружелюбным и приятным. Если в молодости он любил следить за собой, умел безупречно одеться, то с годами этот холостяк стал все меньше обращать внимание на свой внешний вид.
По иронии судьбы эта небрежность к внешнему виду в зрелые годы стала невольной причиной драматической смерти архитектора, который был задет трамваем. Никто не узнал в неряшливом старике без сознания и документов знаменитого Гауди. Его не сразу отвезли в больницу для нищих, где Гауди не оказали должной помощи... Семидесятитрёхлетний Гауди скончался 10 июня 1926 года.
Что касается Пепеты, большой платонической любви архитектора, то она вышла замуж за Хосепа Кабальоля - того самого жениха, опередившего Гауди. Она родила второму мужу четверых детей. Спустя годы, овдовев, Пепета снова вышла замуж за своего третьего мужа - Хосепа Видаля. Она пережила Гауди и умерла 9 декабря 1938 года в возрасте 81 года. Женщина, когда-то давно пленившая Антонио Гауди, оставившая неизгладимый след на его судьбу.