Найти тему
Святые места

Тяжесть на душе? Обязательно прочитайте эту молитву

Наверное, каждый из нас знаком с чувством, когда сердце внезапно сковывает тяжесть, а дух беспокойно мечется в поисках утешения. И не все мы способны с этим непростым ощущением справиться, тотчас уняв его. Батюшки называют подобное «духовным плачем», но из-за чего же наш дух может плакать?

Прежде всего, из-за прегрешений, которые мы совершили.

Священнослужители считают, что таких состояний бояться не стоит — ничего постыдного или предосудительного в подобном плаче нет. В жизни мы нередко сталкиваемся с трагедиями, болью и скорбями, и плакать из-за этого — вполне естественно.

Православная вера учит нас тому, что грехи — это самые большие несчастья, с которыми мы можем столкнуться, потому как именно грех является основой иных бед, отравляющих наше существование и отдаляющих нас от Бога. И в те моменты, когда мы перестаём «держать лицо» и позволяем себе вволю поплакать, на нас снисходит утешение и отрада.

-2

Иногда люди, переживающие большое горе, скрывают свои чувства, — они бодрятся и стараются вести себя так, будто ничего не произошло. Но если Вы заговорите с ними, проявив таким образом свою доброту и участливость, то они, вероятнее всего, не выдержат и заплачут. Для человека, столкнувшегося с бедой, слёзы — это не реакция на что-то обидное, но, наоборот, реакция на доброту, которую он принимает.

То же самое можно сказать и о плаче о прегрешениях — так мы реагируем на Божественную благодать. Всепоглощающая милость и любовь Небесного Отца, прикасаясь к нам, заставляет нас плакать. Более того, мы порой плачем, когда слышим прекрасную музыку или любуемся великолепными картинами, и здесь нет ничего удивительно — посредством этих шедевров наших душ касается Сам Господь.

Наши слёзы говорят о том, что мы выходим из состояния равнодушной и холодной бесчувственности. Да, мы можем делать вид, что у нас всё хорошо, однако, на самом деле, это совсем не так.

Важно признаться самому себе в собственной разбитости, потерянности и гнетущем страдании. Мы в беде, потому что чувствуем — Любовь Небесного Отца, создавшего нас для постоянной радости, сейчас не прикасается к нам.

Спаситель говорит нам:

-3

Мы обретаем веру в Спасение только тогда, когда признаёмся себе в том, что это Спасение нам действительно необходимо. Когда понимаем, что этот бренный мир и люди, населяющие его, не такие, какими их задумал Господь, и горько из-за этого плачем.

При этом «духовный плач» не следует путать с плачем «душевным». В чём же здесь разница? Объясняет Архимандрит Софроний Сахаров:

«...Когда мы плачем духовно, мы помышляем при этом о Господе и о том, сколько боли нам доставляет разлука с Ним. Подобный плач очищает и оживляет нас, омывая от греховных страстей и пороков. Душевный же плач, напротив, губит наши тела.

Горячие слёзы очищают наши умы от страстных помыслов и помогают нам обрести духовную мужественность, стать твёрже и крепче.
Чем искреннее мы плачем, тем скорее обретаем свободу от того, что отравляет наш дух — то есть от гордыни и гнева.

Об этом же говорится и в Евангелии: только плачем мы сможем преобразить собственное естество, поражённое грехом. И, прежде горький и безутешный, плач этот постепенно превращается слёзы восторга — в такой миг мы осознаём, насколько велика и чиста Любовь Небесного Отца. Такие слёзы означают, что наши молитвы были услышаны, и что теперь мы входим в иную, праведную жизнь.

О духовном плаче следует говорить, как о явлении Небесном, Божественном. Я вот сейчас силюсь вспомнить — а проливал ли я слёзы в зрелом, осознанном возрасте? Мой жизненный путь был непростым, так как совпал с непростыми историческими событиями. Не один раз я попадал в не просто сложные, но смертельно опасные ситуации.

Но когда я пришёл к Богу и осознал, насколько велики мои прегрешения, тогда стал плакать так горько, что и остановиться не мог — отчаяние овладело мной со страшной силой. Поначалу я плакал из-за себя, ужасаясь собственному грехопадению. После — о людях, не знающих и не стремящихся к Небесному Отцу. А когда перебрался на Афон, то проливал горькие слёзы за мир в целом — а было это в период второй мировой войны».

Но как помочь себе, если слёзы не приносят долгожданного утешения? Батюшки считают, что в подобных ситуациях следует обращаться к молитвам. Но какие именно молитвы надлежит возносить? И кого именно следует просить о помощи?

В минуты отчаяния многие из нас спешат в Храм — там мы обращаемся к Святым иконам, прося у них защиты и помощи. Но при этом не следует забывать о том, что нет на свете универсального обращения, помогающего побороть душевные страдания.

Часто в подобные моменты христиане молят о помощи Любящего Небесного Отца или Милостивую Богородицу. Такие молитвы допустимо возносить и своими словами. Эти обращения всегда получаются искренними, и, следовательно, целительными для духа.

Молиться «от себя» нужно примерно так:

«Милосердная Богоматерь! Дай мне сил для того, чтобы я смог одолеть свою скорбь! Не оставляй меня одного с моими печалями и тяжёлыми, мрачными думами. Укажи мне верный путь, ибо я не ведаю, как мне следует жить дальше. Не позволяй мне проявить слабость, но даруй силу, которая поможет мне преодолеть трудности. Умоляю Тебя, Царица Небесная, помоги мне! Дух мой мечется и не находит покоя. Освети мой жизненный путь смыслом, а в сердце укорени любовь. Аминь!».

Однако не каждый из нас сумеет на ходу составить подобную просьбу, но это — не повод для расстройства. Вы можете воспользоваться и канонической молитвой, проверенной столетиями.

Отлично подойдёт для этой цели молитва Животворящему Кресту:

-4

Кроме того, Вы можете обратиться с просьбой и к определённому Святому, при жизни испытавшему нечто похожее. К примеру, в минуту тоски и скорбного уныния верующие люди часто обращаются к Святой Варваре:

-5

Читайте ещё: