По приезду в Радужный молодым специалистом, я почти год проработал в ЦНИПР. Выезжал на скважины, интерпретировал данные глубинного манометра, вообщем занимался всем, чему меня НЕ учили в институте. Так бы, наверно, и дальше там работал, но тут открыли Бахиловскую группу месторождений и мне предложили пойти туда работать геологом по вахте. Я аж разволновался... Как мне идти на промысел, если я только немного проработал в ЦНИПРе?! Чтобы не выглядеть полным дураком, я попросился поработать промысловым геологом на время отпусков геологов, работающих на других месторождениях на постоянной основе. Как оказалось, геолог на промысле - это опять НЕ то, чему меня учили в институте и НЕ то, чему я научился в ЦНИПРе. Зато пригодился опыт по интерпретации каротажных диаграмм, полученный во время работы в Ставрополе. Но по порядку...
Я узнал, что существуют бригады освоения, Капитального Ремонта Скважин (КРС), Текущего Ремонта Скважин (ТРС). Все эти бригады работают на станках-подъемниках. Раньше эти станки, в основном, были на базе КРАЗа и ТЗ, а сейчас встречаются на самых разных платформах.
А в 21 веке еще добавилась бригада Гибких Насосно-Компрессорных Труб (ГНКТ). И геолог промысла должен был готовить наряд-заказы на ремонт для всех этих бригад, кроме бригады освоения.
Бригада освоения должна была проводить освоение скважины после бурения. Иногда эта бригада входила в состав Управления Буровых Работ (УБР), иногда этим занималась бригада КРС. После того как скважина была освоена, т.е. был получен близкий к ожидаемому приток нефти, скважина актом принималась и ставилась на баланс Нефтегазодобывающего Управления (НГДУ). До тех пор пока скважина не появится на балансе НГДУ, УБР не получит полностью все деньги за строительство скважины. Хотя, честно говоря, большую часть денег на бурение скважины УБР получало с самого начала , а на освоение оставались копейки по сравнению со всей стоимостью скважин. Кроме того, когда заканчивался год, приходилось принимать скважины без планового дебита. Это делалось для того, чтобы деньги, заложенные в смету, были потрачены именно в этом году. А с УБР брались обещания, что все работы по интенсификации притока будут доделаны в следующем году без дополнительной оплаты.
Скважина может не давать планируемый приток из-за того, что УБР пробурило скважину с нарушением технологии (аварии, превышение плотности бурового раствора...) или из-за неправильного расчета планового дебита. Если месторождение уже находится в эксплуатации, то плановый дебит можно брать, исходя из фактических данных по уже работающим скаажина, а вот если месторождение новое, то приходится ориентироваться на данные испытания разведочных скважин. А тут тоже не всё, и не всегда однозначно.
Вначале рассмотрим работу бригады освоения, а уж после освоения - работу КРС, ТРС, ГНК.