Здравствуйте все, кто зашел на мой канал! Вот мы и подошли к главной локации нашего нового путешествия по Петербургу – Васильевскому острову. Описание того, что предшествовало этому, а именно прогулка по Невскому проспекту от Казанского собора до Дворцового моста, было, своего рода, предисловием, так как мы уже не раз проходили по тем местам. На Васильевском острове мы, конечно, тоже были, но недолго и только на набережной Макарова от Стрелки до Тучкова моста, но теперь мы решили более подробно ознакомиться с достопримечательностями этого острова. Ну хватит предисловий! Мы на Стрелке Васильевского острова.
А предыдущие публикации можете прочитать здесь и здесь.
Стрелка Васильевского острова. Ростральные колонны.
Перейдя по Дворцовому мосту, первое, что здесь особенно привлекает к себе внимание, – это две Ростральные колонны. По сути, это маяки, они и были таковыми с 1816 года, когда были торжественно открыты, до 1885 года, когда торговый порт отсюда перевели на Гутуевский остров. Тогда факелы в чашах колонн зажигались ночью и в туман, а теперь, уже газовые с 1957 года, только в дни празднеств и торжеств. Каждая колонна высотой 32 метра, украшена металлическими скульптурными изображениями ростр – носовых частей кораблей, потому они так и называются.
Четыре каменные скульптуры у подножья Ростральных колонн, по две у каждой – мужская и женская фигуры, как утверждают некоторые историки, олицетворяют четыре русские реки (у южной – Нева и Волхов, у северной – Волга и Днепр), однако, другие утверждают, что эта версия возникла относительно недавно и не подтверждается документами. Думаю, что это просто статуи античных морских божеств, ведь ростры здесь тоже античных кораблей.
Обходим Стрелку и спускаемся к воде.
Ростральные колонны строились вместе со зданием биржи в 1805-1810 годах по проекту архитектора французского происхождения Жана-Франсуа Тома де Томона. Одновременно с этим началось устройство каменных набережных в том месте, где Нева разливается на два рукава (Большую и Малую Неву), огибая Васильевский остров. Тогда перед биржей появилась полукруглая площадь, предназначенная для устройства парадной пристани морского порта. С двух сторон ее огибают спуски-пандусы с гранитными парапетами, которые сходятся на открытой площадке с уходящими в воду ступенями.
И мы спустились туда, подойдя прямо к воде, даже мелькнула в голове шальная мысль – помочить ноги в невской воде, но в конце ноября это было бы еще тем удовольствием. Конечно, ничего мы там мочить не стали, а просто полюбовались с этой смотровой площадки прекрасными видами на Петропавловскую крепость, Дворцовую набережную со всеми ее дворцами, Биржевой мост через Малую Неву и все остальное, до чего хватало зрения.
Затем мы вышли ко второй ростральной колонне – северной, она почти идентична первой, кроме сидящих каменных статуй у ее подножья. И еще, народу здесь оказалось гораздо меньше.
Биржа.
Так мы обошли Стрелку со стороны Невы и вышли напротив здания биржи, построенного, как я уже сказал, в начале XIX века по проекту все того же Тома де Томона, для проведения Биржевых собраний, совершения торговых сделок и заседания биржевого комитета. Долгое время это место являлось главным во внешней торговле нашей страны, даже когда отсюда убрали торговый порт. А здание напоминает храмы Древней Греции широкими торжественными лестницами и грандиозной колоннадой вокруг всего здания.
В советские времена, и даже в постсоветские, здесь долгое время располагался Центральный Военно-морской музей. Сейчас здание отдано под Музей государственных символов и геральдики, как филиал Государственного Эрмитажа, но в данный момент оно находится на реконструкции, вся нижняя часть укрыта лесами и ограждениями. Однако, композицию «Нептун с двумя реками» над колоннадой разглядеть можно.
Далее мы переходим дорогу, наверное, по самому широкому пешеходному переходу из всех, которые я где-либо видел, и идем вдоль Зоологического музея или Таможенного пакгауза к еще одному переходу через Университетскую набережную, которая здесь начинается. Вот по этой набережной мы и идем дальше, ближе к Большой Неве, чтобы удобнее было разглядывать исторические здания на набережной.
Кунсткамера.
А одним из главных исторических зданий здесь, несомненно, является Кунсткамера, что в переводе с немецкого: кабинет или комната редкостей, ну или просто – музей. Это здание строилось по заданию Петра Первого с 1718 года для библиотеки и коллекции «монстров и раритетов», собираемой Петром I, но достроено было уже после его смерти – в 1734 году. Автор проекта – архитектор Георг Иоганн Маттарнови.
Однако, уже в 1737 году здесь случился большой пожар, сильно повредивший здание. Восстановлением Кунсткамеры, уже при дочери Петра Великого – Елизавете Петровне, в 1754-1758 годах занимался архитектор Савва Иванович Чевакинский. Особый колорит этому зданию придает многоярусная башня, в которой размещалась первая обсерватория. Коллекция Кунсткамеры постоянно пополнялась и в XIX веке на основе коллекций Кунсткамеры было создано несколько академических музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический и Минералогический. А в 1878 году в этом здании открылся Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Академия наук и Ломоносов.
От петровского барокко переходим к классическому стилю. Сразу за Кунсткамерой расположено желтое здание с восьмиколонным портиком именно в таком стиле – это здание Академии наук, построенное знаменитым архитектором Джакомо Антонио Доменико Кваренги в 80-е годы XVIII века. С тех пор, в том числе и в советские времена, в этом здании располагались различные подразделения Академии наук, сначала Российской Империи, затем СССР, а теперь здесь Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук.
Но здесь мы немного отвлечемся от Университетской набережной и полюбуемся видами Адмиралтейской набережной на противоположной стороне Невы.
А затем, сразу за зданием Академии наук, мы подойдем к памятнику человеку, который стоял у истоков российской науки – Михаилу Васильевичу Ломоносову. Он, конечно, не дожил до постройки такого здания академии, но памятник именно ему здесь, между зданиями Академии наук и Санкт-Петербургского государственного университета, поставлен по праву. А установлен этот памятник был в 1986 году.
Здание Двенадцати коллегий.
Дальше, за Менделеевской линией, расположены несколько зданий Санкт-Петербургского государственного университета, но все эти здания сначала имели другое предназначение. Вот, например, длинное здание за кованной оградой, состоящее из двенадцати однотипных корпусов, вытянутых вдоль Менделеевской линии и обращенных к Неве своим узким торцом, было построено для Сената, Синода и еще десяти коллегий (министерств), за что и получило название «Здание Двенадцати коллегий».
Начинали его строить по проекту первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини еще при Петре Великом, а закончили уже при правлении его дочери Елизавете Петровне и после смерти самого архитектора, в 1742 году. В 1806 году, после реформирования коллегий, сначала это здание передали Главному педагогическому институту, а в 1819 году — вновь созданному Императорскому Санкт-Петербургскому университету. И кованная ограда, установленная здесь в 1836 году, тоже является памятником архитектуры федерального значения.
Дворец Петра II.
Следующее большое здание, выходящее своим фасадом на набережную, занимает филологический факультет университета, но факультет этот поселился там только в XX веке, хотя еще в XIX столетии там тоже размещались различные образовательные учреждения. А строить это здание начали в 1727 году, по проекту все того же Трезини, по приказу, тогда еще всесильного, Меншикова, на месте дома его бывшего дворецкого, для своего воспитанника и, как он считал, будущего зятя – малолетнего императора Петра II.
Но император так и не успел там пожить, он умер, как известно, в начале 1730 года, да и Меншиков к тому времени уже скончался, уехав в бессрочную ссылку в Березовое. К Меншикову мы еще вернемся, а пока про дворец. Его очень долго достраивали и перестраивали и на протяжении двух веков чего там только не было. Нынешний облик здание получило в XIX веке, когда его значительно перестраивали и достраивали, сначала в 40-е годы, затем в 60-е.
Манеж, Исаакиевский мост и книга.
Следующее здание уже не относится к Санкт-Петербургскому университету, хотя у университета есть еще несколько зданий, а это здание было построено в 1759 году для манежа Первого кадетского корпуса. Обращенный на набережную, лицевой корпус двухэтажный, к нему, образуя в плане подобие буквы Т, примыкает одноэтажный корпус, вытянутый в глубину острова. Сейчас в этом здании располагается современный "Иммерсивный театр", в котором нет сцены, и зрители становятся участниками того или иного действа.
В XVIII-XIX веках перед зданием манежа находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост через Неву. До наших дней дожили береговые устои, сооруженные по проекту А.А. Бетанкура в 1821 году. И здесь же в 2002 году установили памятник «Послание через века» в форме большой раскрытой книги со строками из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
Вот около этой открытой книги мы пока и остановимся, а впереди нас еще ждет дворец Меншикова, художники, сфинксы и много еще всякого интересного! Но об этом я Вам буду рассказывать уже в следующий раз!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!