Сегодня золотыми и серебряными цепочками никого не удивишь. Они продаются в любом ювелирном магазине и позволить их себе может почти каждый. Цепи носят как самостоятельные украшения или надевают на них кулон, амулет, крестик. Мастера создают классические тонкие изделия и цепочки с необычными уникальными дизайнами. А знаете ли вы, что цепочка – одно из самых древних ювелирных украшений, история которого начинается много веков назад? Об истории появления этого аксессуара, его назначении и трансформации до того, что мы видим сейчас, читайте в статье. Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.
С чего все начиналось
Доподлинно неизвестно, в какой стране появились первые цепочки. Историки склоняются к двум вариантам – Египет и Древняя Греция. Но если сейчас украшения носят чаще женщины, чем мужчины, то в древности все было с точностью до наоборот. Такие аксессуары считались исключительно мужскими и были сделаны из крупных массивных звеньев. Девушки же стали носить цепочки немного позже и выглядели изделия уже более утонченными и легкими. Аксессуары сочетали с кулонами или носили без дополнительных деталей. Причем не только на шее, но и на запястьях, щиколотках или в прическах.
В Древнем Риме правом ношения золотых цепочек обладали только люди, принадлежавшие к определенному сословию аристократов. Остальным разрешались только аксессуары из серебра.
В восточной культуре замкнутая цепочка считалась символом единения, согласия, крепкого союза между людьми.
На Руси цепочка получила распространение в качестве самостоятельного украшения после XVIII века. До этого ее использовали как вспомогательный элемент для амулетов и подвесок и носили на поясе или груди. Изготавливали цепочки преимущественно из золота и позволить покупку таких изделий могли только зажиточные слои населения. Поэтому цепочка довольно продолжительное время считалась символом богатства и роскоши.
Древнерусские мастера-ювелиры были знамениты по всему миру. Они умело использовали различные техники создания цепей – скань, фигурное литье, перегородчатую эмаль. Получались настоящие шедевры.
С XVIII века кроме стандартных звеньев для создания цепей стали использовать детали круглой, квадратной, продолговатой, ромбовидной формы. Сначала цепочки изготавливали исключительно ручным способом. Металл плавили, вытягивали в проволоку, из которой скручивали звенья и соединяли между собой.
В период развития государственности золотая цепь стала одним из главных символов верховной власти и могущества. Ей дополняли любой царский наряд.
Первый цепевязальный станок был изобретен во Франции во время революции. Он позволил увеличить скорость производства, повысить технический уровень и облегчить труд работников. Аппарат был создан на основе швейной машинки. Также использование станка для вязания цепей позволило снизить их стоимость и разнообразить дизайн. За весь период существования ювелирное оборудование претерпело существенные изменения. На современных станках можно изготовить цепочки разных размеров, видов плетений, форм.
Начиная с XX века золотые цепочки стали носить как самостоятельное украшение женщины и мужчины. Сейчас первые цепи надевают детям с самых юных лет вместе с крестиком или ладанкой. Среди всех ювелирных украшений цепочки занимают первое место по количеству производимой продукции в год в России.
Сегодня мастера используют три разных способа создания цепочек – штамповку, ручную вязку и машинное производство.
Первый способ подходит для изготовления простых украшений с несложным дизайном. Главное преимущество – высокая скорость и возможность производства больших объемов продукции. Звенья таких цепочек выдавливают из готового листа драгоценного металла по заданному шаблону и скрепляют между собой. Такие изделия можно купить по доступной цене, но они считаются не очень надежными, так как легко деформируются и рвутся, а ремонт в мастерской не всегда возможен.
Машинный способ вязки цепей часто используют для создания пустотелых цепочек. Такими называют изделия, которые изготовлены из тонкой золотой проволоки, полой внутри. Это позволяет получать легкие, невесомые украшения, которые хорошо подходят маленьким детям. Их почти не ощущаешь на шее. Иногда их вес не достигает и одного грамма. Кроме того, станочное плетение используют для создания очень мелких и сложных деталей, которые невозможно произвести вручную.
Ручная вязка – самый трудоемкий и самый сложный способ. В таких аксессуарах каждое звено цепи надежно припаяно к другому. Этим методом можно получать изделия с самыми интересными, необычными и сложными дизайнами. Они отличаются высокой прочностью и устойчивостью к механическим повреждениям. И стоят такие украшения, как правило, дороже, чем другие разновидности.
Какие цепочки бывают
Для создания ювелирных цепочек чаще всего используют серебро, желтое, белое или розовое золото, платину. Аксессуары делятся не только на мужские и женские. Они также отличаются по стилю и типу плетения.
Существует больше 50 различных вариантов плетений ювелирных цепочек. Причем каждый год мастера создают новые модели.
К самым популярным типам плетения можно отнести:
- Якорное.Простое плетение из звеньев овальной или округлой формы, в котором все четные детали находятся в одной плоскости, а нечетные расположены перпендикулярно им. Внешне оно схоже с цепью морского якоря, отсюда и такое название. Этот дизайн смотрится просто, лаконично и подходит для сочетания с любыми видами подвесок – кулонами, крестиками, талисманами.
- Панцирное, которое в свою очередь делится еще на несколько разновидностей – фигаро, нонна, клеопатра, черепашка, персидское. Такое плетение по внешнему виду напоминает кольчугу. Звенья располагаются не перпендикулярно, а в одной плоскости и отшлифованы с обеих сторон. Благодаря этому цепи не перекручиваются и очень комфортны в носке. Изделие выглядит одинаково с обеих сторон.
- Бисмарк. Этот тип предназначен для изготовления брутальных массивных мужских цепочек. Еще его иногда называют канцлер или кайзер. Такой дизайн чаще всего создают вручную, так как он довольно сложный. Звенья цепи состоят из нескольких колец, соединенных между собой в спираль. У этого вида есть еще один подвид, который называется Питон. Он состоит из двух боковых и одного центрального ряда звеньев.
К оригинальным видам плетения можно отнести Снейк. В нем звенья плотно прижаты друг к другу и создают эффект змеиной кожи. Такие изделия смотрятся самодостаточно и их можно носить без дополнительных подвесок.
Еще один вид цепочек, которые не требуют дополнительных аксессуаров – Лисий хвост или Византийское плетение. Звенья в нем могут быть самых разных и необычных форм. Чаще всего такие украшения создаются вручную. Их производство требует высокого уровня профессионализма мастера.
Если и вы хотите стать счастливым обладателем роскошной золотой или серебряной цепочки, загляните в наш каталог. У нас есть изделия на любой вкус. А если вы решите сами поучаствовать в создании драгоценного изделия и воплотить свои дизайнерские задумки, обращайтесь в ювелирную мастерскую Валантис. Наши талантливые мастера изготовят украшение по вашему эскизу и учтут все ваши пожелания, от нанесения гравировки до инкрустации драгоценными камнями.
Сайт ломбарда: https://juvelirnyj-lombard.ru
Сайт ювелирной мастерской: https://valantis.store
Группа в VK: https://vk.com/juvelirnyjlombard
Группа в Телеграмме: https://t.me/ValantisShop
Электронная почта ломбарда: zolotaya-tochka@yandex.ru
Адрес ломбарда: г. Москва, Новокузнецкая, д.1, стр.3
240 м. от станции метро Новокузнецкая