— Как ты решила вдруг почитать подростковое фэнтези?
— Знакомство с серией я начала, как и многие, в детстве, но это было именно что знакомство – прочитав первую книгу (правда, несколько раз, был у меня в детстве такой прикол) и не найдя продолжения, я забыла о ней на долгие годы. Таня Гроттер тоже прошла мимо меня, и потому никаких нежных чувств к миру русских волшебников я до недавнего времени не испытывала. И тут в случайном разговоре коллега по секрету сказала, что эта серия – ее “comfort book”. Так как мне в тот момент тоже срочно требовался покой и умиротворение, я скачала разом пять первых книг. Ну что сказать, в ближайшие пару месяцев пришлось потратиться на оставшиеся.
— Чем серия умудрилась тебя зацепить, ведь прочесть аж 19 книг залпом — не шутки?
— Секрет успеха оказался прост до безобразия: это история об Избранном, стоящем на распутье. Выбор стандартный: Свет или Мрак, Добро или Зло. Параллель с библейскими сюжетами под конец становится совершенно очевидной, но меня это никогда не отталкивало. Главный герой – в меру обаятельный подросток (еще один ключ к успеху!), умеющий взглядом поджигать мусорные баки, попадает в лапы стражей Тьмы, стремящихся воспитать из него темного Властелина, ибо по праву рождения этот ребенок получил невиданные силы, а тут еще и может их как минимум удвоить, забрав таинственный артефакт из древнего лабиринта. Но Свет тоже не так прост, а коварен и зубаст (это еще будет заметно впоследствии и не может не радовать), и подсылает тайного агента для морального перевоспитания Мефодия Буслаева. Агент в лице юной Дафны конечно же ангельски прекрасен, и это конечно же история Большой Любви.
Герои растут вместе с книгой. На момент начала повествования им около 12-13 (тысяч) лет, заканчивается история, по моим подсчетам, когда Мефодию около двадцати. «Взрослеет» и сама история: шуток – меньше, глубоких мыслей (даже в эпиграфах) – больше. Мысли эти – простые и приятные, это такие концентрированные аксиомы Добра, с которыми не хочется спорить. Вместе с тем книга не превращается в учебник по нравственности – все идеи органично вписываются в сюжет повествования: некоторые выражаются мыслями героев, некоторые – самим автором, но всегда с привязкой к сюжету.
— Но ведь должны же быть и какие-то минусы? Ты обязана была к чему-то придраться
— Вообще мне как-то даже совестно всерьез оценивать детское по сути произведение, но отступать некуда. Серия моих «фи» начинается с самого главного - с сюжета, очень уж он для меня сумбурен. В первых книгах особенно ярко бросается в глаза стандартная фабула: в самом начале резко возникает какая-то Проблема, которую, само собой, вообще не представляется возможным хоть как-то решить. Всю книгу герои занимаются своими делами, готовясь к поражению и (часто) смерти. Но рояли торчат из всех кустов, и в последний момент ситуация разрешается, часто без всяких реальных усилий со стороны героев.
При этом по ходу повествования дается много лишних деталей и отхождений от сюжета, которые в дальнейшем не несут никакой смысловой нагрузки. Иногда кажется, что происходит что-то действительно важное, но автор будто забывает к этому вернуться и объяснить, и остаются какие-то пробелы. СПОЙЛЕР: Из того, что сразу вспомнилось: КАК к Багрову в грудь вернулся Камень пути, если ранее описывалось, что его туда вставила сама Мамзелькина, и повторить эту махинацию не представляется возможным. Куда опять дели сердце?! Диалоги бывают бестолковыми и занудными. Еще из странного – огромное количество второстепенных вроде бы персонажей, которым уделяется излишнее внимание. История Варвары, которую в конце автор попросту слил (я пыталась подобрать синоним, но нет), раздражала меня все время. Мефодий Буслаев перестает быть центром повествования уже на середине, кажется, серии: его мыслям и переживаниям уделяется хорошо если десятая часть истории. И я бы не придиралась, если бы другие персонажи были интересны и тщательно прописаны, но иногда мне казалось, что автор сдал в печать черновик.
— Кого из персонажей ты бы записала в любимчики?
— Из тех, кто раскрыт полно и ярко – мечник Арей, темный страж, наставник Мефодия. Он, пожалуй, единственный персонаж, обладающий особой харизмой: объективно отрицательный, вызывает симпатию и сочувствие. Он служит Мраку, но назвать его злым не получается, он смеется над Светом, но совершает благородные поступки. Его история, после многих страданий, заканчивается хорошо, и так как это по сути единственное завершенное повествование, складывается впечатление, что Арей – истинный главный герой всей серии. Для меня это оказался единственный персонаж, к которому я стабильно испытывала симпатию и не раздражалась от его высказываний и поступков.
— С придирками на этом покончено?
— Ну еще немного совсем уж субъективного: действие начинается в начале двухтысячных, и сейчас было немного странно подмечать различные детали того времени: ГГ звонит по стационарному телефону и ходит в туфлях (не знаю, что меня это так зацепило, но под конец истории он был в кроссовках, и я выдохнула). Надеюсь, это у меня уже старческое, а новое поколение читателей не будет обращать внимание на такие мелочи, и это их не оттолкнет.
— То есть, вердикт в целом положительный, если надеешься на новое поколение?
— Да, если честно, я буду рада, если история вновь обретет популярность. Если бы пропустить новое издание через небольшую редактуру, возможно, стало бы лучше. Но несмотря на все придирки, я читала взапой, и всю серию проглотила буквально за пару месяцев. Не знаю, буду ли перечитывать, но если бы с книгой мы встретились в мои подростковые годы, то ответ однозначно был бы – да, и не раз.
Подписывайтесь на мой уютный канал в телеграме и давайте обсуждать книги. Всем добра ✨
Идея формата этой рубрики частично вдоховлена рубрикой "Студент читающий" на канале Кино и книги круглый год