В период Раннего Средневековья судебная власть требовала не доказательств, а помощи высших сил для установления вины или невиновности подозреваемого. Суровые приспешники закона обращались к Богу с просьбой — вынести справедливое решение. Приговор Суда Божьего служил доказательством и был окончательным.
Загадка появления
Это своеобразное судилище применялась в вавилонской, египетской, греческой и римской античности. Тяжелые испытания практиковались в основном с V по XIII века на Западе, куда пришли с римскими легионами. Никто не знает откуда возник этот сверхъестественный арбитраж.
С другой стороны, историкам известно, что испытание было узаконено светскими властями с VII века. Оно использовалось против мирян и священнослужителей в церковных судах. А с XI века было принято и в гражданском судопроизводстве.
Вердикт через действие
Ордалия представляла собой одновременно суждение, исполнение и проверку. Она была противоположна объективному расследованию и заменяла доказательства, когда не было необходимых фактов. Можно было определить испытание, как божественный арбитраж. Он основан на очень простой, даже упрощенной идее: божественность выражается через действие.
«Бог, превосходящий людей во всем, ошибаться не может!». В то же время считалось, что преступник предпочтет признаться в своей вине, а не проходить испытание. Испытание могло быть и безвредным, применяться к одному человеку или коллективно, быть пассивным или активным.
Без вины виноватый
В самых безобидных проверках обычно принимали участие несколько человек. Испытанию креста, например, противостояли как минимум двое. Они должны были оставаться как можно дольше со скрещенными и вытянутыми вперёд руками. Первый опустивший руки демонстрировал свою вину.
Под властью императора Карла Великого и его сына Людовика Благочестивого возникло несколько форм испытаний, наиболее важной из которых была огненная. Подсудимый дотрагивался до горячего железа. Если после такой процедуры конечность приходила в норму в течение трёх дней, значит человек невиновен. Если нет — перед нами преступник.
Суждение по холодной воде было особенно популярно. Обвиняемый вывозился в лодке на середину водоёма, будучи нагруженным большим камнем. Если выжил, то невиновен. Нет — вина доказана. Этот факт показывал «вмешательство дьявола». Таким образом, подозреваемый был обречён. Теперь историки лучше понимают, почему некоторые люди, виновные или невинные, предпочли признаться, а не подвергнуться такому суду.
Другая форма испытания — судебный поединок. Это практиковалось германскими народами с VI века, продолжаясь до XIV. Дуэль между истцом и защитником — двустороннее испытание, основано исключительно на божественном вмешательстве.
Иногда законная дуэль противопоставляла человека животному. Тот, кто проиграл — виновен. Кто бы ни победил, он должен только поблагодарить Бога, даровавшего ему победу. Среди известных дуэлей: поединок Макария и собаки Монтаржи. Этот был бой между преступником и собакой его потерпевшего. Собака победила.
В чём сила?
Только в 1215 году Четвертый Латеранский Собор запретил сочетание водных и железных испытаний с религиозными церемониями. Поэтому церковь официально отказалась от религиозных доказательств. Испытание тогда исчезло из большинства западноевропейских государств, но вновь появилось во времена инквизиции с XV по XVII века.
А вот судебный поединок применялся дольше остальных — вплоть до 1547 года. С помощью боя дворяне демонстрировали не только мастерство владения оружием, но и свою «правоту».
———
С вами был «Эпос Клио».