Найти тему

Четыре этапа организации работы с обращениями граждан в медицинской клинике (три-четыре)

Оглавление

Уважаемые коллеги!

Четыре этапа организации работы с обращениями граждан в медицинской клинике
Четыре этапа организации работы с обращениями граждан в медицинской клинике

Завершаем знакомство с кратким пособием по организации работы с обращениями граждан в медицинской организации.

В первой части вашему вниманию был представлен примерный универсальный план, придерживаясь которого можно добиться успеха практически в любом направлении организации деятельности. Там же мы приступили к его адаптации к такому значимому в современных реалиях направлению, как организация работы с обращениями в медицинской клинике. На этом примере был рассмотрен первый этап плана – этап инициации, анализа и проектирования. Он включает в себя пять шагов: 
 - осознание наличия проблем, связанных с обращениями граждан, и риска возникновения таких проблем, 
 - обозначение проблемной области и её границ,
 - назначение ответственного за наведение порядка в этой области лица, 
 - проведение анализа ситуации и определение параметров ожидаемого решения, 
 - предоставление в распоряжение ответственного лица необходимых ресурсов.

Во второй части мы разбирались с самым объёмным и технически сложным этапом плана – этапом разработки решения. Он включает в себя три шага: 
 - выработка решения, удовлетворяющего заданным параметрам; 
 - подготовка проектов документов, закрепляющих найденное решение; 
 - достижение соответствия содержания решения заданным параметрам.

В этой части мы разберём сразу два этапа:

Этап третий: внедрение и отладка. Состоит из трёх шагов: 
 - введение решения в действие; 
 - наблюдение, сбор статистики и регистрация неожиданных эффектов; 
 - анализ работу и усилия по улучшению её организации.

Этап четвёртый: совершенствование деятельности организации. Шагов всего два: 
 - интеграция в систему управления качеством; 
 - закрепление в корпоративной культуре.

Описаны они здесь совсем коротко, что не должно, однако, смущать уважаемых коллег. Именно на этих этапах определяется долговременная отдача от всех усилий. В т.ч., на третьем этапе – в отношении надёжности осуществляемой работы с обращениями, а на четвёртом – в отношении устойчивости медицинской организации.

---

Этап третий. Внедрение и отладка

Шаг 9. Введение в действие.

На этапе внедрения, прежде всего, устанавливаются локальные регламенты и учётно-отчётные формы, необходимые для выполнения работы с обращениями граждан и управления ею, а также способствующие использованию извлекаемых при этом сведений в управлении качеством.

Здесь же распределяются полномочия и выделяются требующиеся для работы с обращениями ресурсы. Как и в процессе упорядочивания, главный ресурс при осуществлении упорядоченной деятельности – кадровый, но позаботиться следует обо всех.

Важнейшей задачей является также обучение ответственными лицами всех задействованных в работе с обращениями сотрудников в соответствии с ролями, определёнными для них в регламентах и должностных инструкциях.

Шаг 10. Наблюдение за работой с обращениями.

Наблюдение за работой с обращениями, помимо непосредственного наблюдения и текущего контроля со стороны руководства, больших усилий не требует.

Жалобы и претензии идут по пути экспертизы качества медицинской помощи либо разбора инцидентов в системе внутреннего контроля, где должны быть налажены свой учёт и статистическая обработка данных. Во введении специальных показателей для прочих обращений и их мониторинге необходимости, как правило, не возникает.

Если система отлажена, все имеющие значение сведения автоматически собираются в журналах, которые ответственное лицо может периодически просматривать для выявления возможностей для улучшения деятельности.

Однако иногда случаются сбои и неожиданные эффекты, вероятность появления которых была недооценена либо упущена на этапе разработки. Для того, чтобы система работала правильно, их необходимо своевременно выявлять, фиксировать и анализировать на предмет того, не требуются ли в связи с их появлением системные изменения, и если да, то какие.

Следует позаботиться о том, чтобы неожиданные эффекты, особенно негативные, не скрывались работниками, а сообщались, регистрировались и подвергались открытому анализу с целью улучшения деятельности, а не наказания «виновных». Также следует поощрять работников за конструктивные предложения по улучшению этой работы.

Шаг 11. Анализ работы с обращениями и улучшение её организации.

На данном шаге окончательно отшлифовывается собственно работа с обращениями в медицинской организации, отрабатываются прямые и обратные связи, периодичность и методы контроля со стороны ответственных лиц и руководства.

Планированием и периодическим анализом качества работы с обращениями, сбоев и их причин, коррекцией отклонений и устранением их причин занимается ответственное за работу с обращениями лицо – это его зона ответственности. Улучшения же деятельности на основе результатов этой работы возможны при заинтересованном участии руководства и открытом обсуждении в коллективе. При необходимости, вносятся изменения в локальные документы. Эти заботы принципиально не имеют завершения.

Этап четвёртый. Совершенствование деятельности медицинской организации

Шаг 12. Интеграция в систему управления качеством.

Любые обращения, не только жалобы и претензии, содержат ценнейшую для управления качеством информацию. Причём, важны не только содержание обращений и их рассмотрение по существу, но и анализ обстоятельств, послуживших причинами конфликтов и иных инцидентов. Такой анализ – основа улучшений деятельности организации.

Предусмотренный на этапе разработки порядок информационного обмена обкатывается на практике. Здесь нужно постараться понять, что мешает совершенствовать деятельность медицинской организации, в т.ч. проводить анализ сведений, поступающих с обращениями, и анализ причин медицинских инцидентов, находить важную информацию и обмениваться ею, выявлять и устранять причины сбоев, вырабатывать и реализовывать коррекционные мероприятия. А выявив препятствия – по возможности, их устранить.

Шаг 13. Закрепление в корпоративной культуре.

Бесспорно, следует поощрять сотрудников за соучастие в упорядочивании и улучшении деятельности организации. Однако важнее правильно выстроить отношения в коллективе, чтобы каждый работник понимал, что и для чего делается, был заинтересован в улучшениях и не боялся принимать в этом участие. И, конечно, бесконечно выискивать «нарушения» и придираться к работникам нельзя – это путь в никуда [26].

Интеграция работы с обращениями в систему управления качеством должна помогать формированию культуры качества, не наоборот. И если всё сделать правильно – что значит, не только технически и юридически грамотно [27], но и открыто, так и будет.

Использованные (в третьей части) материалы:

26.    Бошкович Р., Чикина О.Г. Жалобы, инциденты и менеджмент качества в медицинской организации.- под ред. А.Б. Таевского. – ЗдравЭкспертРесурс, 185;

27.    Таевский А.Б. Правовая оборона. Новые требования, аналитика и обновления. – ЗдравЭкспертРесурс, 174.

---

Всегда ваш, Андрей Таевский.

Наш Телеграм-канал

Наша группа вКонтакте

Источник.