Вопрос:
«Здравствуйте! Меня интересует вопрос: как там в раю? Есть ли там дома? Чем можно заниматься? Увижу ли я там своих покойных родителей? Будем ли мы жить вместе? Если я, конечно, туда попаду. Заранее спасибо за ответ. Простите, коль что не так».
Ответ батюшки:
Святые отцы много об этом пишут, но я вам советую современную книгу, написанную современным языком. Очень хорошая книга одного моего любимого автора.
Это английский богослов, не православный, он протестант, англиканин, но он в общем-то в этой книге, как и во многих других, ну надо понимать, что фильтровать все-таки, но он пишет практически православные вещи, под которыми, под этими вещами православный человек может подписаться. Называется «Главная тайна Библии. Смерть и жизнь после смерти в христианстве». Она есть в интернете в свободном доступе, почитайте.
Он очень подробно описывает – Николас Томас Райт его зовут, и повторяю, что он хоть и не православный, но тем не менее он пишет православные совершенно вещи – и он справедливо обрушивается на всех тех, кто спиритуализирует рай, кто говорит, что рай — это какое-то духовное наслаждение.
Правильнее говорить не о рае, а о Царстве Божьем. О том, когда небеса соединятся с землей, когда мироздание наше преобразится, тогда наступит Царство Божие, вселенная будет затоплена волнами любви Божьей.
Человек воскресший, преображенный будет приобщен к жизни, там не будет ни слез, ни старения, ни грусти какой-то. Человек приобщится к такой жизни, которая будет продолжаться вечность. Человек никогда не умрет.
Николас Томас Райт говорит, я с ним согласен, что всё то лучшее, что было сотворено человеком: и произведения культуры, и произведения искусства – всё это каким-то образом будет причастно к вечности. Мы не знаем, услышим ли мы там музыку Баха или Гайдна, мы не знаем этого.
Но то, что эта музыка безусловно приобщится к вечности каким-то образом, что она не исчезнет, не пропадёт. Мы не знаем, будут ли там произведения искусства или культуры, но что это будет мир в непередаваемое количество раз прекрасней, интересней, насыщенней нашего мира, это абсолютный факт.
Все лучшее, что создано человеком, все то прекрасное духовное сокровище, которое на небесах.
Помните, Христос говорит:
-люди любили одежды складывать и еду, их моль поедала, личинки моли, и любили там всякие железки копить, тогда это было дорого.
Христос говорит:
Наши добродетели, наша жертвенность, наша любовь, наша помощь ближнему, наше время, которое мы тратим на занятия с человеком, например, больным».
Когда мы проводим время, и мы думаем, что мы напрасно проводим у постели страдающего или больного. Когда мы тратим время, чтобы посетить человека, находящегося в темнице.
Когда мы отрываемся от своих дел, чтобы накормить, или отрываем что-то от себя, чтобы накормить нуждающегося. Всё это сокровища, которые непонятным образом складываются на небесах. Все то доброе, что мы делаем, все это тоже войдет в вечную жизнь.
Будут ли там дома – не знаю. У меня дочка задала вопрос, будем ли мы ходить в туалет, будем ли мы спать – я не знаю. Будем ли мы питаться – не знаю. Будет человек там бездельничать – нет, Библия говорит, что человек будет заниматься трудом.
Но если здесь, в сегодняшней нашей ситуации, труд приносит нам огорчение, это тяжелый труд, там будет труд приносить радость. Там человек сможет трудиться, во славу Божию, раскрывая все то богатство личности, какое у человека есть. У каждого из нас уникальная своя неповторимая личность.
Даже если ты был в этой жизни, например, ты был вынужден вкалывать дворником, но ты был музыкантом или поэтом в душе, то, наверное, в вечности все эти потенции, все эти скрытые ресурсы, возможности, они откроются. Ты сможешь Богу и новому человечеству служить всем тем, что у тебя есть в душе.
Апостол Павел говорил:
Мы можем только примерно, дорогие, только примерно у Бога что-то представлять. Апостол Павел использует замечательный образ – я очень люблю его – из «Пира» (из «Государства») платоновского использует такой образ:
«Мы сейчас видим так, как бы отражение на стене...».
Нам все-таки перевели своеобразно, как сквозь тусклое стекло, на самом деле это наш перевод.
В оригинале Павел имеет следующее в виду: у Платона есть такой образ – сидят люди, за их спиной выход из пещеры, люди смотрят на темную сторону пещеры, и вот светлая сторона пещеры, там жизнь, она что-то оттуда проецирует на эту стену, перед которой сидят люди, на темной стене какие-то блики, деревья колышутся сзади, может быть, там птицы летят, а тут что-то мелькает, как на экране.
И вот люди сидят и уставившись смотрят. Апостол Павел говорит:
А тогда мы увидим всё в полноте. Это будет ошеломительней, прекрасней всех даже самых смелых догадок. Никакие фильмы, слащавые западные, которые пытаются силиться, тщатся нам изобразить вот эту райскую жизнь, никакие даже в подмётки не годятся тому, что на самом деле там будет.
Всё то, что было скрыто в человеке, расцветёт. Всё то прекрасное, светлое, что было скрыто, и может быть здесь не распустилось, расцветёт там полным цветом. Такая будет вечность.
Встретимся ли мы с родственниками?
Встретимся.
Вопрос в другом, дорогой Петр. Попадем ли мы туда?
Потому что Священное Писание однозначно говорит, что не все попадут. Не все. Что будут те, кто попадет туда, а будут те, кто будут вышвырнуты вон, во тьму кромешную.
Поэтому надо скорее интересоваться не тем, что там будет, с кем мы встретимся, будем ли мы жить в домах, будем ли заколачивать гвозди или где будем покупать продукты. Разберемся, Господь мудрее нас и всё устроит.
Вопрос главный в том, попасть бы туда, в это Царство Божие, попасть бы туда.
Еще много можно было бы сказать, но, дорогой, не буду. Читайте соответствующую литературу, лучше святоотеческую, можете Райта почитать «Главная тайна Библии».
Текст основан на видео с канала протоиерея Константина Пархоменко
Статьи по теме: