Всем нам известно, что земная жизнь ни для кого из нас не будет вечной, но, тем не менее, каждый из нас боится физической смерти. Неспроста Православная Церковь беспрестанно возносит молитвы о том, чтобы упокоение каждого христианина было безболезненным, непостыдным и мирным.
Тем не менее, каждый верующий человек в глубине души осознаёт, что дух его, в отличие от тела, всегда будет бессмертным. Физической же смертью мы привыкли именовать переход нашей души в иное состояние – в вечное, но пока для нас непостижимое.
При этом важно понимать, что наш посмертный путь напрямую зависит от пути земного – от наших устремлений, поступков, мыслей и образа жизни. Те, кто стремятся к Господу, стремятся к жизни в любви и милосердии, к жизни, в согласии с заповедями Божьими, и после смерти окажутся рядом с Небесным Отцом, в Его Царствии.
Но те, кто стремятся к злому и порочному, тешат при жизни собственную гордость и самолюбие, завидуют, унывают и ропщут, гневаются и обижают окружающих, после смерти окажутся в аду, бок о бок с нечистыми, которым они и служили при жизни.
Но где именно оказывается наш дух после физической погибели? Согласно Православной традиции, принято считать, что первые два или три дня после смерти дух наслаждается собственным освобождением, оставаясь при этом в рамках своей земной жизни.
Душа усопшего в этот период времени всё ещё пытается взаимодействовать со своими близкими. Кроме того, дух может моментально перемещаться в пространстве, только лишь подумав о том месте, где он хочет оказаться.
При этом дух, привязанный к земному, чаще всего всё это время проводит неподалёку от своего физического тела, в противоположность верующей душе – она может посетить множество Святых мест, едва подумав о них. Некоторые христиане заранее планируют, какие именно Святые места они посетят после смерти.
Вскоре после того, как человек почил, его дух встречают Ангелы – его Ангел-Хранитель и так называемый встречный Ангел. Как правило, они являются в образе красивых молодых людей, от тел которых исходит мягкое, завораживающее сияние. Впоследствии именно они и сопровождают дух покойного человека на Небеса.
Первые несколько дней после смерти дух усопшего путешествует по земле, сопровождаемый Ангелом-Хранителем и встречным Ангелом. Однако данное правило затрагивает не все души – согласно свидетельствам, описанным в Православных литературных источниках, души Святых, не привязанных к земному, восходят на Небеса практически сразу.
Иные души, уподобляясь Икскулю и в согласии с особым желанием Небесного Отца, также восходят в Царствие Божье ранее оговоренного выше срока.
Но что обычно происходит с духом усопшего на третий день после смерти? Верующие люди знают о том, что всех нас ожидает Божий суд – на нём решается судьба духа до момента свершения Страшного Суда. Как правило, именно на третий день душа возносится в Царствие Небесное для поклонения Господу (как бы подражая Спасителю, воскресшему на третий день после своей физической кончины).
Ангелы, сопровождавшие дух, помогают ему вознестись – поддерживая его, они устремляются вверх, с лёгкостью преодолевая воздушное пространство. Тогда же пытаются помешать душе вознестись нечистые – обвиняя её в многочисленных прегрешениях и страстях, они стремятся смутить и сбить её с толку.
Бесы терзают дух, испытывая его – таким образом они жаждут выявить всё греховное и порочное, таящееся в нём. Православная вера называет подобные испытания «воздушными мытарствами». Неспроста Апостол Павел не раз повторял, что именно в воздушных пределах и таится Князь тьмы.
Мытарства являются неотъемлемой частью православных учений, рассказывающих о незримой борьбе духа с нечистыми. Однако же, по мнению Феофана Затворника, мытарства не всегда бывают мучительными и ужасными. Иногда нечистые могут попытаться искусить дух чем-то прелестным и обольстительным.
Но если при жизни христианин регулярно исповедовался, очищая тем самым свой дух, и, кроме того, работал над собой, взращивая в душе те или иные добродетельные качества, то обольщения, демонстрируемые во время мытарств бесами, не будут иметь над ним никакой власти. В противном случае, грешной душе будет очень непросто противостоять страстям. И тогда нечистые забирают дух с собой, в адское пламя.
Согласно различным Православным источникам, подобных мытарств насчитывается около двадцати. Однако же всё зависит от конкретной ситуации.
К примеру, души Святых оказываются в Царствии Небесном без испытаний – они попросту минуют мытарства в момент своего вознесения.
Даже Богоматерь, предвкушая скорое Успение, просила Спасителя не подвергать её мытарствам. И Господь, внемля её мольбе, Сам вознёс её Пречистый Дух в Царствие Небесное.
По этой причине на третий день принято совершать приношения в Храмах, а также отпевать новопреставленного. Священнослужители и родственники покойного усердно молятся о его душе, тем самым помогая ей пройти испытание мытарствами.
Молитвенные вознесения неспроста считаются наивысшим проявлением любви к покойному, ведь дух, успешно пройдя через мытарства, будет впоследствии вознесён в Царствие Божье для поклонения Небесному Отцу.
Следующим значимым рубежом для духа покойного является девятый день после его физической кончины. После того, как душа проведёт с Господом следующие несколько дней, ей предстоит в компании Ангелов посетить различные Божественные обители. Там её будут ждать следующие испытания, призванные проверить, подлинно ли она добродетельна.
Если при жизни мы стремились к Господу, к честности и любви, то, узрев в Царствии Небесном их подлинную красоту, мы потянемся к ним, и тогда Небесный Отец примет наш дух, и, в таком случае, нам уже не придётся посещать дьявольские чертоги.
Жертва, принесённая Спасителем, освобождает от испытаний мытарствами каждого покаявшегося и смиренного христианина. Потому иногда и на девятый день некоторые души входят в Царствие Божье.
После того, как дух усопшего на девятый день посещает рай, он вновь отправляется на поклон к Небесному Отцу. Тогда Господь решает, какая судьба его ждёт. По этой причине именно в этот день родственники покойного обычно заказывают службу в Храме, усердно молятся и раздают милостыню. Им ещё не известна участь духа усопшего: они не знают, окажется ли их близкий в Царствии Небесном или же попадёт а ад.
Кроме того, для верующих людей девятый день наполнен особым символизмом – он как бы олицетворяет собой девять ангельских чинов и девять ликов Святых. Помня об этом, мы всем сердцем надеемся, что наш родственник окажется в Царствии Божьем, рядом со Святыми и другими праведными людьми.
Последней значимой датой для духа покойного является сороковой день. Если дух усопшего не выдерживает проверки добродетелями, то отправляется в ад, где нечистые испытывают и терзают его греховными страстями последующие тридцать дней (или, иными словами, проходит через мытарства). Многим людям приходится проходить через мытарства, потому как в земной жизни они предпочитали закрывать глаза на собственную греховность и порочность.
Истязаясь в адском пламени, дух человека страдает от мучительных переживаний, в результате которых к нему, в конце концов, приходит прозрение - теперь, очутившись в аду, понимает и жалеет о совершённых ошибках. В этот момент дух жаждет принести покаяние, однако теперь такой возможности у него уже нет, потому как душа после смерти лишается воли. По этой причине и считается, что после смерти покаяться уже нельзя.
Рассмотрим мытарства на примере таких страстей, как чревоугодие и пьянство. Многим из нас известно, как тяжело бывает порой отказаться от чрезмерного употребления вкусной пищи, а люди, зависимые от алкоголя, не понаслышке знают о том, насколько трудно выйти из запоя.
В земной жизни мы можем идти на поводу у собственных страстей, однако же, лишившись физической оболочки, дух уже не в состоянии удовлетворить их, хотя желание сделать это и увеличивается в сотни раз. Такой дух не сможет устоять перед искушениями нечистых, и, позволив соблазнить себя, соединится с бесами, которые и низвергнут его в адское пламя, где его будут ждать вечные страдания.
При этом необходимо понимать, что мытарства – это не наказания, уготованные нам Господом, но последняя возможность исцеления для людей грешных. Мытарства помогают таким людям познать самих себя, осознав собственную порочность, уверовать в Спасителя и обрести надежду.
Но если дух не уверует в Небесного Отца во время мытарств, то его уже ничего не спасёт – ни молитвы его родных, ни последующее глубокое раскаяние. Ведь Господь не может помочь тем, кто не хочет этого и не стремится к Нему.
На сороковой день душа покойного в третий раз отправляется на поклон к Небесному Отцу – тогда её судьба и решается окончательно. Господь решает, где дух будет пребывать до момента свершения Страшного Суда.
По этой причине Православные люди по-особенному поминают покойных на сороковой день. Кроме того, особое поминовение на сороковой день символизирует также и вознесение Спасителя, воцарившегося на Небесах именно на сороковой день после своей физической погибели.
Читайте ещё: