У каждого из нас есть своя первая книга. Чаще всего это обычный букварь, через который мы постигаем грамоту. Но бывает и так, что первыми, еще до того как мы научимся читать, становятся книги с яркими картинками. Мы листаем их глядя на картинки, не понимая буковок, и часто даже пытаемся грызть. У меня такой первой книгой оказался, как ни странно, путеводитель по древнему Вавилону.
И судя по ее внешнему виду, слава богу, обошлось без пробы на зуб и язык. А осознание того, что моей первой книгой в жизни был книга о древнем Вавилоне пришло ко мне совсем недавно.
Все мы родом из детства
Приступая к работе над проектом Начинающий Востоковед, я начал проводить ревизию всех возможных материалов, что у меня есть по теме, что накопилось в нашей семье с моего детства. И прежде всего, я начал проводить ревизию своих воспоминаний. Особенно в плане того, что конкретно послужило толчком в моих востоковедческих изысканиях.
И вот, неожиданно я вспомнил об этой книге. Вернее, я о ней никогда не забывал. Но есть некие очевидные вещи в нашей жизни, которые мы постоянно видим и не понимаем, что они значат для нас. А потом вдруг приходит озарение.
Вот так и я, размышляя над темами для публикаций на канале, я естественным образом пришел к истории Вавилона - одного из самых знаменитых городов древнего Востока, да и всего мира. Знаменитого настолько, что слово Вавилон стало нарицательным, и часто используется в иносказательных смыслах.
Книжечка про древний Вавилон появилась в нашем доме в далеком 1977 году. Ее привез отец из загранкомандировки в Ирак. И из культурного наследия оттуда. это пожалуй, единственный артефакт, если не считать магнитофона фирмы Sanyo.
Образы с обложки этой книги с тех пор постоянно меня сопровождали. Я помню, что я всегда к ней относился с большим трепетом, и уже когда научился читать и у меня появилась собственная книжная полка, я всегда находил для этой книжечки отдельное почетное место.
В психологии и обучении есть такой термин как импрессинг
информационное воздействие, ранние и сверхранние впечатления детства, которые определяют мотивы и направление деятельности личности на всю жизнь, формируют интересы, шкалу ценностей, и при позитивном влиянии средовых факторов приводят к значительным достижениям в той или иной области.
Вот это, похоже, оно то самое. Правда у меня нет значительных достижений, но может еще что-то успею )
Книга рассказывает о проекте археологического восстановления древнего Вавилона. Это издание 1972 года. И это не совсем путеводитель, как я сказал ранее. Но его можно использовать и как путеводитель, там есть схемы, номера, обозначения - все как надо.
Итак, перевернем первый лист.
Министерство информации Ирака представляет
Почему Ирака? Ну собственно, Вавилон, вернее его развалины, находится на территории современного Ирака. Так что ничего необычного. Страшно представить, как войны последних десятилетий могли повлиять на состояние Вавилона, и без того разрушенного.
Но перейдем к книге. В ней содержится одна единственная страница с текстом, рассказывающая о Вавилоне. Всё остальное фотоматериалы с пояснениями.
Вернее текст не один. Их пять. На пяти языках. Из которых есть и русский.
Прочитали? Отсюда мы узнали, что название Вавилон происходит от слова "бабили" - ворота богов. И снова знакомое нам слово "баб" - ворота. Правда в этом случае слово не совсем арабское, а аккадское. Но мёртвый аккадский язык и арабский входят в одну языковую семью - семитскую.
Дальше в книге идут несколько схем. Приведу одну для наглядности, но без комментариев.
Далее общий вид города с высоты птичьего полёта.
А далее переходим непосредственно к фактуре. Перед вами стены нижних ворот Иштар.
И непосредственно фрагмент стены крупным планом с изображением.
Ворота Иштар - одно из самых известных сооружений древнего Вавилона. Один из самых тиражируемых образов. На верхних фото, там где задняя обложка, вы можете увидеть изображение с реконструкцией Вавилона, на котором как раз ворота Иштар.
В 1930-х годах в Берлине немецкие археологи даже реконструировали сами ворота. Причем из стройматериалов, привезенных из Вавилона.
В Ираке в ходе проекта похоже, что тоже восстановили ворота, но пишут, что они были разрушены в ходе войны 2003 года. Правда потом вроде снова восстановили. При этом говорится о том, что это уменьшенная копия. Из какого материала были восстановлены ворота в Ираке, нужно еще пособирать информацию. Сдается мне, что немцы в 30-е годы вывезли к себе значительную часть аутентичных материалов, и у арабов просто из нечего было воссоздавать ворота древности.
И скорее всего, это просто реплика из современных материалов.
Но пойдем дальше.
Храм Закура - так он обозначен в книге. Но судя по изображениям речь идёт о храме, который сейчас известен как Эсагила. А Закура - есть не что иное, как зиккурат - культовое сооружение в Древней Месопотамии.
Вообще зиккураты - это отдельная большая тема, про которую ещё будем говорить.
А пока взглянем на реконструкцию из моей книги.
А теперь на место где оно было
А теперь посмотрим, как этот храм был вписан в общую городскую застройку.
А дальше идет снова схема, которая опровергает мое ранее предположение о том, что храм Закура и Эсагела - это одно и то же. Собственно схема повторяет изображение вышеприведенное.
На нем мы видим Храм Закура (зиккурат) слева в виде ступенчатой пирамиды. А справа сооружение тоже большое но с внутренним двором. И если верить моей книге, это и есть храм Эсагела.
В интернете же куча изображений, показывающих на пирамиду и подписанных как храм Эсагела. Вот вам один из примеров, вводящих в заблуждение.
Кто же по этому описанию подумает, что храм - это то, что на переднем плане, а не пирамида на заднем.
Ладно, есть над чем поразбираться. Тем более, что на эту пирамиду ссылаются как на ту самую "вавилонскую башню". Ну посмотрим, посмотрим.
Дальше у нас изображение цветных кирпичей с узорами.
И глиняная табличка с клинописью.
Надеюсь, я не перевернул изображение верх ногами по своей безграмотности.
А вот развалины южного дворца.
Сколько раз в детстве я пытался с помощью кубиков воспроизвести примерно тот же самый архитектурный ансамбль. Видимо с тех пор, у меня особое отношения ко всяким аркам, дверным и оконным проемам, порталам, воротам и т.п.
И вот одно из самых известных сооружений Вавилона, считающимся одним из семи чудес света.
Не впечатляет? Ну да, груда битых кирпичей. Согласен. А если так?
Ну тоже как-то непонятно.
А между тем, это висячие сады Семирамиды. В детстве я эту фразу не понимал. Как это висячие сады. Ничего они не висят. Просто накидали земли на крышу здания и высадили деревья. Тоже мне чудо )))
Сейчас такого пруд пруди. И можно вообще ничего не делать. Достаточно забросить дом, и у него на крыше столько всякой Семирамиды произрастет, что диву подивишься )
Ну да, рисунок с реконструкцией, честно говоря, не сильно впечатляет. Зато в интернетах полно современных эпических картинок с садами Семирамиды. На любой вкус и фантазию. Вот пожалуйста, одна из них.
Ну это как-то помонументальнее выглядит.
Хотя, на самом деле, никто не знает, как должны выглядеть эти сады. И были ли они в действительности. Тоже вопрос, который требует изучения.
Например, в XIX веке так фантазировали по поводу этих садов.
Еще и мифическая вавилонская башня на заднем плане.
А вот художник Вальдек в 1900 году так видел висячие сады.
Вообще зелени слабо видно, зато девушек в избытке ) Может они были теми самыми садами? И товарищ Вальдек был прав?
Ну вот на этой фантазийной мажорной ноте мы и прервемся в рассказе про Вавилон. Осталось еще чуть-чуть и об этом во второй, финальной части рассказа.
Спасибо, что дотерпели )