В его живописи сплелись в музыку. Лично у меня каждый раз возникает ощущение музыкальности его картин. В графике Василия Кандинского особенно чувствуется присутствие нот.
Когда я делала подборку его произведений для сегодняшней статьи, меня вдруг осенило вот что. Ладно абстракции, но и в целом его произведения можно назвать несогласованными по цвету, даже пестрыми. Только посмотрите на его пейзажи. Есть в них что-то мозаичное. В линиях, разделяющих цветовые планы. Даже мазки каждого цвета он делает почти дискретно.
Пропуски в красочном слое нам показывают общий фон. Не уверена, что в этом случае имприматура нужна, но все же просветики одного цвета собирают хоть немного полотно в общую картину. (Значит нужна? Кхмммм)
Отчасти, если быть строгими и пристрастными, можно его пейзажи назвать "раскрасками" именно из-за такой несогласованности цвета. Здесь отсутствуют главные герои. Зритель видит образ в целом и только потом он начинает распадаться на составляющие и взгляд идет вглубь. В отличие от наших классических произведений, где зритель скользит взглядом в определенной последовательности, плавно перетекая от объекта к объекту и останавливаясь вниманием на центре, образно выражаясь, композиции.
Именно поэтому его картины производят впечатление мозаики. Сначала общее, потом взгляд сонастраивается и идет вглубь.
Мурнау. Пейзаж с зеленым домом
Как он здесь похож на Габриэль Мюнтер. Возьму на заметку сделать о ней рассказ. Вообще, интересно смотреть на творческие пары и их влияние друг на друга. Тут сложно сказать, кто на кого оказал бОльшее.
Кстати, эта картина одна из наиболее дорогих его работ. Продана за двадцать шесть миллионов долларов.
Мюнхенский пейзаж
Обратите внимание, как буквально выпрыгивает вперед желтый цвет. Причем настолько, что красный и рыжевато-красный смотрятся рядом довольно ядовитыми.
Фокус в том, что кажущаяся несогласованность все же согласована определенным образом. Прикройте пальцами желтый и красный дом и вы увидите. Дома только усиливают цветоносность. От них возникает ощущение такой цветовой битвы. Борьбы. Зато окружающий их контекст успокаивает глаза.
Музыка
Чувствуется особенно ясно в его графических произведениях. Отчасти дело в широте взгляда и, как ни странно, в какой-то внутренней сбалансированности его композиций. Широту взгляда понимайте как возможность охватить сразу все произведение разом. Как услышать оркестр. Вы слышите одновременно хор инструментов, но можете выделить отдельно каждый. Обладая, конечно, слухом и определенными знаниями.
Вы можете сказать "какая к черту сбалансированность, если я вижу то кружки, то линии, то какие-то странные пересечения и фигуры". И будете правы! Правы тысячу раз. Все это есть. Разноцветные круги, квадраты и другие формы. Подкрашенные фоны. Странные линии и фигуры. Все это ничуточки не похоже на орнамент и одновременно является им. Мы, как и в музыке видим определенный хор, где каждая фигура имеет свой определенный голос.
Наверное потому, что Кандинский изучал цвет, взаимоотношения цветов, точку, линию и их отношения.
Баланс
Мне думается, что здесь присутствует более глубокое восприятие, чем просто баланс цветового круга Иттена. Пусть даже Баухаус и оказал на него влияние - не зря же там преподавал. Или наоборот, ОН оказал влияние на Баухаус. Студенты там много работали с цветом и формой. Неважно.
Я немного о другом. О цветах он писал в своей книге "Точка и линия..." с точки зрения эмоций. Не мешало бы эту книгу снова перечитать, наверняка новые мысли появятся. В этой связи хочу привести в пример питание. Точней систем питания людей с условно западным восприятием, и с восточным. Западное восприятие говорит о правильном питании, когда нужно исключать "вредные" продукты, есть только полезные. Восток же говорит о балансе вкусов. В еде должна быть и сладость и соль и острота и мягкость в балансе. Именно тогда пища будет именно вкусной. Понимаете?
В нашей тарелке=картине должно быть все. И совершенство и несовершенство во всем. Только в таком виде картина (вообще все в мире) будет совершенным в своем несовершенстве. Уникальным.
Что же музыка?
Музыка ведь в балансе инструментов. Разных. Нежной скрипке и в ритмичном, громком барабане. Как и природа вокруг для нас баланс. Другое дело, что мы не всегда воспринимаем шумы и звуки. Некоторые так хочется выключить. Особенно, когда кто-то рядом чихает или сверлит стену.
Баланс двигает жизнь, как колесо. Стремясь уравнять, дать всем "сестрам по серьгам" лишает нас индивидуального вкуса. Словно ножницами состригает верх и низ оставляя только безликую серединку.
В абстракциях Кандинского есть то, что неприятно и наоборот. Острые, как иголки линии, пронзающие приятные округлые формы. Ядовитые цвета соседствуют с мягкими и комфортными. Разбросанные и несогласованные формы общим фоном собираются воедино.
Абстракция неконкретна и конкретна одновременно. Зачастую мы не можем увидеть в ней человека или дом. Но кто знает, возможно в "глазах" инопланетянина мы предстаем вот такими вот странными образами? Нет, даже скажу так. Если посмотреть на строение человека в микроскоп, мы именно такими и предстаем. Странными формами, которые движутся и взаимодействуют друг с другом. Формы эти не мешают нам думать, чувствовать и жить.
Посмотрите на две композиции в подборке. Одна солнечная, яркая. Напоминает лето и морской пейзаж. Другая - вечерний город. Сверкающие огни витрин и далекие звезды.
Есть в них что-то конкретное? Нет.
А ваше впечатление? Оно же вполне конкретное. Собственно это и его и хотел передать художник.
Автору на вдохновение, Спасибо Вам:
#деньрождения16декабря #кандинский #абстракционизм