Найти тему
ProTанки

"Один сгорел, другой, третий", или воспоминания советского самоходчика на ИСУ-152 "Зверобой" о боях в 44-м

Посмотрите на фотографию этого молодого старшего лейтенанта Красной армии. Его круглые и одновременно точеные черты лица, усталый взгляд, вряд ли себе можно представить, что в последующем он станет одним из крупнейших военных теоретиков послевоенного СССР. Будущий доктор военных наук и полковник в отставке Николай Константинович Шишкин войну встретил с первых дней, сражаясь в звании младшего сержанта на так называемой “Линии Сталина”. А с 1943-го года бился уже на самоходке СУ-152 в составе легендарного 30-го уральского добровольческого танкового корпуса.

-2

Однако сегодня мы обратимся к боям, когда его полк перебросили в состав 5-й гвардейской танковой армии. Проходили тяжелейшие бои в районе Тыргу-Фрумос(Румыния), когда чтобы отбить этот город немцы отправили на помощь части танковой дивизии “Великая Германия”, которые были вооружены танками “Пантера”. Противник активно использовал и артиллерию и авиацию, и в итоге после очередного налета, когда Николай Константинович выглянул из люка чтобы оглядеться, а после его ранило.

“Я нырнул обратно и почувствовал, что стукнулся ребром о кромку люка. Занемог немножко. Потом провел по месту удара рукой, смотрю - а она вся в крови - попал осколок в спину.” – как вспоминал сам самоходчик. В итоге по чистой случайности уехал в госпиталь, а летом был направлен сражаться с группой армией “Центр” в Белоруссии.

Танки "Пантера" из состава "Великой Германии". Апрель 1944 года
Танки "Пантера" из состава "Великой Германии". Апрель 1944 года

-4

Был один случай, когда сражались вместе с 19-й гвардейской танковой бригадой под командованием Григория Похоздеев. Полковник поставил задачу: три танка головного дозора были сожжены немецким танком, возможно это был “Тигр”(наши бойцы именно так его и определили). В итоге кто должен уничтожить вражеского зверя если не “Зверобой” ИСУ-152? Стоял немецкий танк, который уперся в ствол огромного дерева, рядом был кустик, и собственно благодаря кусту, который был на уровне кроны дерева, удалось прицелиться так, чтобы вести огонь с закрытой позиции. В итоге, как сам признается Шишкин шанс попасть – один на миллион, в бригадной газете даже написали: : "Шишкин стреляет как Швейк из-за угла".

-5

В дальнейшем было продвижение к Минску, и освобождение города, захваченного противником еще в самом начале Великой Отечественной войны. В районе города Бобр, недалеко от известной реки Березина, части Шишкина вступили во встречное сражение с немецкой дивизией, в результате которого он был ранен еще раз – в живот. Однако, словно благословляемый всеми богами, в итоге несмотря на то, что прооперировали его лишь спустя сутки, он снова вышел на фронт, и участвовал в освобождении Минска. А потом снова пришлось лечь в госпиталь – рана не заживала.

-6

В целом, это какая-то удивительная история нашего героя, который буквально вопреки всему выживал и сражался с самого первого дня войны, а потом встретил победу в Берлине, расписавшись на стенах Рейхстага.