Найти тему
Даша Митрохи

"Любое творчество, даже однодневное, все равно находит своего слушателя"- Игорь Олегович Котенев про профессию музыканта- педагога

Из личного архива спикера
Из личного архива спикера

Котенев Игорь Олегович – преподаватель по классу гитары, руководитель оркестра, дирижёр, солист-гитарист расскажет о своей профессии и жизни в целом.

Студенческие годы
Студенческие годы

— Как проходило ваше детство, юность?

— Я родился в городе Барнаул. До 10 лет как бы не было понимания, осознания, что происходит, что-то серьёзное. Было счастливое детство в окружении близких. После 10-11 лет начались первые звоночки и отдаление от близких, спали розовые очки. Развал Советского союза, преступность, бандитизм, наркомания и алкоголизм окружало в те времена. Я жил в неспокойном районе, поэтому детство, частично юность проходило сомнительно. В школе всем было все равно на учеников, в школьной ограде собирались бомжи, наркоманы, алкаши и так далее. В свой район меня абсолютно не тянет. Родные места у меня вызывают неприятные ассоциации. Не я придумал лихие девяностые. Люди, которые росли со мной в одно время скажут вам примерно тоже самое.

— Когда вы поняли, что будете связывать свою жизнь с творчеством?

— Это было в 14 лет осенью. Я сидел дома один, увидел как гитара стояла в углу одинокая. Я взял ее и самостоятельно выучил банальную песенку «в траве сидел кузнечик». С этой детской песенки подавляющее большинство гитаристов и начинают. Я подобрал аккорды на слух без чьих-либо рекомендаций. Мне это понравилось, меня это впечатлило. А у меня мама играет на гитаре как любитель. Когда я ей сыграл она очень удивилась. У нее были попытки научить меня играть в 10-11 лет, но у меня не было никакого интереса и на этом все закончилось. Я попросил показать маму что-нибудь еще. Она показала и я схватил все на лету. Через неделю я уже играл на гитаре лучше, чем она. Я с каждым днём все больше и больше учился. Примерно через две недели я уже спокойно выучил несколько песен на день рождение одноклассницы. И тогда я понял, что мне это нравится и хочу связать свою жизнь с творчеством.

— Вы собирали какую-нибудь группу в юности?

— Да, конечно, я собирал группу. Это произошло через месяц после того, как я стал играть на гитаре. Я начал интересоваться в школе кто играет на инструментах. Познакомился с парнем из параллели и уже с ним начали что-то вместе играть и сочинять. Это был мой самый первый коллектив, который через некоторое время развалился. Потом я быстро понял, что музыкантов своего уровня я не найду ни в школе, ни на районе и мне нужно что-то большее. Я начал искать за пределами своего района. Встретил более прокаченных музыкантов, они были опытнее меня. Не смотря на то, что я не был таким профессионалом, как они я зацепил их своей харизмой, умением найти общий язык. Я заинтересован своими песнями, попытками что-то сочинить. Им понравился мой материал и я уже начал собирать другие коллективы. В студенчестве я параллельно играл в трех разных группах.

— Как раньше вы учили, узнавали аккорды новых песен у исполнителей?

— Подглядывал по телевизору, где-то во дворе у кого-нибудь спрашивал. Ну и конечно я подбирал на слух.

— А сейчас вы состоите в группе?

— Сейчас нет. Взрослая жизнь подразумевает то, что у многих нет свободного времени и самое сложное - найти возможность выкроить время для репетиции. Если репетиций нет или нестабильные, то от этих встреч нет смысла. Здесь нужна системность, конкретно чёткий график. Вторая причина, почему я сейчас не состою в каких-либо группах – это опыт. Я это называю синдром провинциальных музыкантов. Когда каждый тянет одеяло на себя, когда нет взаимопонимания, когда каждый человек думает, чем больше нот, грубо говоря, он сыграет или споёт, тем лучше. Каждый думает, что он умнее другого. Мало кто друг друга слушает, не находят общий язык. Вот из-за этого провинциальные коллективы так в никуда и уходят. Должен быть один человек, который может все это возглавить. Если есть человек, который пытается стоять во главе и не получает поддержку среди своих друзей музыкантов, то такой коллектив обречён.

— У вас есть музыкальное образование? На кого учиться музыканту?

— У меня есть музыкальное образование. И пока что основная концепция музыкального образования в России это педагогика. То есть у нас готовят учителей. Закончил колледж, ты имеешь возможность преподавать в музыкальной школе. После того, как ты закончил институт, ты имеешь право работать и в музыкальной школе, и в колледже. После аспирантуры тебе дают возможность преподавать везде. Вся система направлена на то, чтобы сделать из человека преподавателя. В редких случаях, есть момент, когда все исполнительское мастерство завязано на преподавателе. На его харизме, исполнительском мастерстве. И тогда уже сам преподаватель готовит из тебя практикующего музыканта. Но это можно назвать факультативной работой. В дипломе ты все равно будешь педагогом. Но я изучал в студенческие годы как работает музыкальное образование за границей. И вот как раз там есть подход, когда тебя готовят, как исполнителя. Есть еще поговорка, не мной выдуманная «Либо человек прекрасный педагог, либо он прекрасный исполнитель и это несовместимые понятия». Я могу объяснить почему. Прекрасный педагог отдает все свое время педагогике. А для того, что стать прекрасным исполнителем нужно постоянно тренироваться, заниматься самостоятельно. А без репетиций, выступлений ты теряешь свой профессионализм. Без этого ты перестаёшь быть прекрасным исполнителем.

— На каких инструментах вы играете?

— В основном только гитара. Немного совсем фортепиано. Укулеле конечно же.

— Как родители отнеслись к вашему выбору?

— Не очень хорошо. Они отнеслись изначально к этому, как какое-то баловство. Воспринимали это как один из моих хобби. Но когда стало понятно, что я этим занимаюсь серьёзно, то конечно не было поддержки в этом плане. Вот что может ожидать музыканта, который играет в кабаке? Ничего хорошего, там есть соблазн выпить и зависимости посерьёзнее. Родители не хотели бы такое для своего ребёнка, и поэтому они изначально отнеслись негативно. Они же не знали насколько глубоко, и насколько сильно мне хотелось этим заниматься.

— Что Вам нравится и не нравится в профессии?

Плюсы

—Безусловно нравится то, что есть возможность самореализоваться, самовыразиться. Это творчество. Ты музыкант, тебя слушают, тобой восхищаются. Обратная связь даёт какую-то энергетику, подпитку. Есть возможность доказать самому себе, что ты не хуже чем те, кого ты когда-то слушал и восхищался ими на первых этапах своего развития. Состояние потока, когда случается поймать вдохновение- это какое-то чудо, ты чувствуешь связь со вселенной, потому что ты берёшь из небытия просто физически воплощаешь, то что звучало это где-то в голове. Этого не было, это никого не слышал и посредством физических предметов ты вытаскиваешь из вселенной, то что было запрограммированного вселенной, но это никто не слышал. А теперь раз и это все приобрело физические свойства, то есть звук. Это вдохновляет, впечатляет. Мне нравится, что есть группы, которые оставили след в истории навсегда, то есть это незыблемо. Музыка вечна.

Минусы

— Есть возможность быть не услышанным и не самореализоваться. Кумовство и коррупция. Вытаскивают своих любимчиков. Протаскивают тех, у кого есть ресурсы, связи и так далее. Не нравится то, что сейчас стало модно уходить от творчества и направлять все усилия на целевую аудиторию. Что проще и быстрее заходит, то и надо делать. Продюсерские центры на это и рассчитаны сейчас. Они не пытаются развить культуру творчества. Искусство ушло на второй план. Сейчас важно то, что сиюминутно зайдёт, и на чем можно сделать деньги.

— Что вас вдохновляет на что-то новое?

— Это невозможно сказать, я сам не знаю. Зависит от настроения. Если период жизни связан с приятными эмоциями, то тогда приходит творческое озарение, вдохновение. И бывает когда ты берёшь инструмент, и ничего необдумывая, начинаешь играть сходу и понимаешь, что получается что-то вкусное. Другое состояние это когда очень много дел, плотный график, нерешённые задачи. Есть такое мнение, что художник должен быть голодным, но это работает в обе стороны. Быть голодным- это когда у тебя нет возможности покупать какие-то предметы роскоши, которые отвлекают от творческого процесса. И в этот момент человек не настолько погружён в бытовые проблемы. То есть у него есть возможность сконцентрироваться на творчестве. Будь он в этот момент не богат, но у него есть возможность уделить время музыке, то результат все равно будет. Любое творчество, даже однодневное, все равно находит своего слушателя. Предположим себе абсолютно неголодных «художников». Есть примеры групп Metallica, ABBA, когда они были уже известные и популярные. Они уезжали и уединялись буквально в разных спокойных и красивых местах, чтобы творить.

— У вас были трудные периоды, когда хотелось все бросить?

— Были трудные периоды. Я бросил музыку в 25 лет сразу после окончания колледжа. Из-за определённых полученных травам я не мог развиваться дальше. Как бы я не старался мои травмы не давали мне расти. На тот момент момент я общался гитаристами – виртуозами. На их фоне я не мог показать таких же результатов, как могли они. Мне стало в тягость играть. После этого я не занимался 14 лет.

— Многие люди считают, что творческий человек мало зарабатывает, как думаете почему большинство так думает?

— У многих с детства есть конкретные примеры. Например одноклассник или сосед по подъезду упорно занимался музыкой, но не добивался никаких весомых результатов. Люди видели страдания человека, что он стоит на месте и никак не может реализоваться. И это же как спорт, это большая лотерея. Творческий путь очень опасен. Можно вложить очень много ресурсов в плане времени, эмоций и усилий, но не получить никакой отдачи. Риск пугает многих. Поэтому люди выбирают более приземлённые профессии, где они точно уверены , что будут востребованы.

— Можно ли развить слух, даже если медведь на ухо наступил?

— Я считаю, что да. Можно развить слух, есть на эту тему методики. Это равносильно языку. Обращаемся к лингвистике. Изначально, когда человек рождается, он вообще не умеет разговаривать. Он начинает слушать всех вокруг и повторять за всеми. Для развития музыкального слуха, фактически, схема такая же. Надо человеку давать услышать, дать повторить и так далее.

— Топ три Ваших любимых исполнителей.

— Безусловно Фредди Меркьюри и вообще вся группа Queen.

Группа ABBA. Агнету Фельтског я называю богиня вокала. Ее голос на меня магическим образом действует.

И третий - Майкл Джексон. Я всегда относился к нему как к профессионалу. Но постепенно я начал узнавать его все больше и больше. Я считаю, что это выдающийся человек, потому что Майкл Джексон, пока что неповторим. Таких людей в истории не было.

— Какие Ваши любимые жанры в современной музыке?

— Инди-поп, инди-рок и электронная музыка в разных ее проявлениях.