Найти тему
На море и на суше

Три личности.

Зима. Не сезон для путешествий. Есть время походить по выставкам. А тут как-то они пошли одна за одной и в продолжение уже затронутых тем. Летом были в Карелии и писал о Крониде Гоголеве. Один из читателей в комментарии настоятельно советовал посетить Саранск, музей Степана Эрьзи. Сначала в Питере в Манеже прошла выставка "Русская скульптура ХХ век", а сейчас в Академии художеств открылась выставка "Возвращение. Степан Эрьзя, Николай Фешин". Смогу ли летом съездить в Саранск и Казань, бабка надвое гадала. Почему бы не сходить, если какие-то произведения уже здесь.

Сначала о выставке. Почему "Возвращение". Оба, и Эрьзя и Фешин эмигрировали в 20-ые годы ХХ столетия. Не сказать, что позабыты, но отодвинуты или задвинуты (как сказать лучше?) Эмигранты, что взять! Эрьзя вернулся в 1951 году, а Фешин так и умер в США в 1955. Цель выставки побудить интерес к этим двум художникам.

Сначала о Степане Эрьзе.

Подробная биография в Википедии. Но краткий пересказ будет уместен. Родился в крестьянской семье. Настоящая фамилия Нефёдов. Эрьзя псевдоним в честь своего народа. (Эрзяне одна из ветвей мордвы).

Начинал в иконописных мастерских, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Завоевал признание за границей, где жил с 1906 по 1914 год. Он с надеждой принял революцию и с энтузиазмом включился в Ленинский план монументальной пропаганды.

Много работал, но сохранилось мало. Не всегда находил понимание. В конце концов, как он сам позднее признавался: Меня подавила революция. Я согнулся под её тяжестью…

Отчаяние
Отчаяние

В 1926 отправился в командировку в Париж для организации своей выставки и не вернулся. Потом переехал в Латинскую Америку. Там он открыл новый материал для своих работ - древесину тяжёлых пород кебрачо, альгарробо. Монументальный Моисей был создан в Аргентине.

Много работал с женскими портретами.

В 1951, возвращаясь в Советский Союз, привёз огромную коллекцию своих работ и вагон аргентинской древесины. В Москве ему предоставили мастерскую, организовали выставку. В 1956 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Умер в 1959 году, похоронен в Саранске.

Другое имя с этой выставки - Николай Фешин. Тоже приведу биографию вкратце, подробнее отсылаю к Википедии.

Автопортрет
Автопортрет

Родился в семье резчика иконостасов. С артелью отца принимал участие в оформлении сельских церквей. В 1895 начал учёбу в Казанской художественной школе. Отец к тому времени разорился, материально поддерживает дядя, но юноша вынужден просить об освобождении от платы за обучение. за неимением средств.

В 1901 по ходатайству школы был зачислен в Высшее художественное училище при Императорской Академии Художеств. Учился в мастерской И.Е. Репина.

В 1909 получил звание художника и пенсионерскую поездку в Европу за картину "Капустница".

Участвовал в выставках в России и за рубежом. Начал преподавание в Казанской художественной школе. Революцию встретил спокойно, но без восторга. По заказу Политотдела Красной Армии написал портреты Маркса, Ленина, Луначарского.

По прежнему преподавал в Казанской художественной школе. 20-ые годы тяжелейшее время после гражданской войны. Через американскую администрацию помощи голодающим Поволжья Фешину удалось оформить выезд сначала в Ригу, а потом и в США. Помогли и бывшие ученики, которые уже занимали должности в руководстве. Америка встретила гостеприимно. Ещё до Первой мировой американский коллекционер У. Стиммел скупал картины художника. Мастерство Н. Фешина наиболее проявлялось в портретах, скоро он стал популярным художником и написал множество портретов селебрити того времени.

Из-за открывшегося туберкулеза художник был вынужден переехать в Таос в штате Нью Мехико. Там построил дом, который сейчас включен в список национальных исторических памятников США. Потом переехал в Калифорнию в Голливуд. Умер в 1955 в Санта-Монике. Исполняя волю отца, дочь Ия перезахоронила прах в 1976 в Казани. Наследие во многих музеях и частных коллекциях. Николай Фешин один из самых дорогих русских художников. На аукционах картины его кисти продаются за миллионы долларов.

На этом можно было бы закончить. Но два портрета пробудили моё любопытство. Д.Бурлюк, с которым Фешин был знаком ещё со времени обучения в Академии, помог с организацией первых выставок в Нью-Йорке. В благодарность Фешин написал портреты его и его жены.

О Бурлюке я уже упоминал в связи с Владивостоком. А что мы знаем о нём? Лично мне был известен только штамп - "отец русского футуризма". А биография весьма примечательна. Может и вас заинтересует.

Давид Бурлюк родился на хуторе Семиротовка Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Сумская область, Украина) в семье агронома-самоучки Давида Фёдоровича Бурлюка и Людмилы Иосифовны (урожд. Михневич). Учился в Сумской, Тамбовской, Тверской гимназиях, в Казанском и Одесском художественных училищах, в Королевской Академии в Мюнхене, студии Кормона в Париже, в МУЖВЗ. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь.(А.Пушкин)

Сложно назвать Давида Бурлюка художником или поэтом, скорее всего он был общественным деятелем в области культуры. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества познакомился с В.В. Маяковским. Об этом времени они вспоминали:

"Давид сделал меня поэтом, читал мне французов и немцев, всовывал книги, выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтобы писать, не голодая" (Маяковский).

"Какие 50 копеек? Не меньше рубля. Ему и Хлебникову. Хлебникову еще теплые носки. Монетку, один рубль, я всегда засовывал им в пальто" (Бурлюк).

По воспоминаниям современников Бурлюк был прирожденным вожаком, лидером. Он объединил вокруг себя талантливую молодёжь. В 1912 вышел сборник кубофутуристов "Пощёчина общественному вкусу". Через декларацию, эпатаж футуристы громко заявили о себе.

Интересно и подробно можно прочитать здесь. Давид Бурлюк был избран Председателем Земного Шара. Шутка, в которой есть доля шутки. Очень достойная компания из 317 Предземшаров могла бы изменить ход истории, если бы да кабы... Революции, которую Бурлюк ждал и в какой-то мере готовил, он оказался не очень и нужен. В 1920 через Владивосток эмигрировал в Японию, потом в США. В эмиграции занимал просоветскую позицию. Писал стихи, издавал журналы, устраивал выставки, писал собственные картины(более 20 тысяч работ).

Д. Бурлюк Дети Сталинграда. 1944 год.
Д. Бурлюк Дети Сталинграда. 1944 год.

В 1956 и 1965 дважды посещал Советский Союз, причём первую поездку совершил за счёт Союза писателей. Но при жизни ни одной строчки в СССР не было напечатано. Умер в 1967, прах, согласно завещанию, развеян над Атлантическим океаном.

Рассказ о трёх разных и похожих судьбах. Три метеора, три песчинки во Вселенной. Таких в истории тысячи, миллионы. Но без них ходили бы строем и до сих пор строили пирамиды. И в завершение...

Д.Бурлюк. Плодоносящие.

Мне нравится беременный мужчина
Как он хорош у памятника Пушкина
Одетый серую тужурку
Ковыряя пальцем штукатурку
Не знает мальчик или девочка
Выйдет из злобного семечка?!

Мне нравится беременная башня
В ней так много живых солдат
И вешняя брюхатая пашня
Из коей листики зелёные торчат.

Подписывайтесь на канал. Поощрите автора лайком. Комментарии приветствуются.