Задумался к чему привязать 90-ые годы во Владивостоке. Какие достопримечательности оставило это десятилетие. Что строилось? Рынки, церкви и дороги. Немного жилья, достраивали начатое при советской власти. Бурное десятилетие, а значимых мест не осталось. Может, что упустил, отметьте в комментариях.
Есть место, на котором ещё возведут памятник явлению, - авторынок "Зеленый угол". Не был я там в этот приезд, да и последнее время, когда жил во Владивостоке, не было уже необходимости. Девяностые - другое дело. Там кипела жизнь.
Я думаю, что пятидесятилетние ещё помнят это время, а помоложе уже больше по рассказам. Иномарки начали возить в 80-ые. Перестройка, гласность, разрядка и под эти лозунги разрешили отдельным морякам покупать и привозить машины. Покупка была обставлена множеством условий: стаж работы в пароходстве, примерное поведение, хорошая репутация. На общесудовом собрании обсуждали кандидата, рекомендовали пароходству, там проверяли по личному делу и телеграммой присылали разрешение. Это было такое поощрение. Оставалось дождаться захода в Японию. Первые машины покупали реально очень дёшево. Экономика простая: японец купил новую машину, а старую ещё исправную нужно сдавать в утиль. Утилизационный сбор 150 долларов, а есть русский моряк, который купит за 100 долларов. Конечно выгодно. Первые машины были 15-ти летние, но технически, по комфорту они были выше наших "Жигулей". Отчуждение запрещалось, но быстро освоили так называемую продажу по доверенности. Подъем был нереально высоким, кое-кто смог поменять иномарку на квартиру. А тут и КПСС распустили, СССР развалился, помполиты переквалифицировались в управдомы. Оказалось разрешение не нужно, есть деньги - покупай.
Процесс пошёл лавинообразно и авторынок спас экономику Владивостока в 90-ые годы. Заводы закрывались, флот распродавался, а люди находили себе работу в автобизнесе. Рукастые освоили автомеханику, головастые и предприимчивые организовали торговлю, авторемонт, логистику. А сколько людей было занято в перегоне. Не нашёл цифры сколько машин было ввезено через Владивосток, но думаю несколько миллионов. К большим деньгам подтянулся криминал, бандитские разборки во Владивостоке были одни из самых жестоких на просторах России. Потом подтянулось государство, оно наводило порядок, но одновременно давило бизнес пошлинами, рынок падал, но снова возрождался. А протестные автопробеги, а бои с ОМОНом. Автодилеры Владивостока точно заслужили памятник в бронзе.
Мужчины пошли в автобизнес, а женщины потянули лямки клетчатых сумок. В 90-ые годы вся страна превратилась в огромный базар. Где проходное место, там и торговля. Первая пешеходная улица Владивостока, улица Адмирала Фокина (бывшая Пекинская) долгое время была именно торговой улицей с рядами разборных палаток, где челноки предлагали товары из Китая и Кореи. Сейчас она благоустроена, ведет из центра к месту прогулок Спортивной Гавани, но дух предпринимательства витает над ней.
А заглянув в подворотни вы попадёте в атмосферу китайского квартала начала 20-го века Миллионки. Место культовое, со своей историей.
Конечно нет там теперь тысяч китайцев, опийекурилен, игорных и публичных домов, но многие здания во дворах сохранились в почти первозданном виде. Что-то используется под кафешки, магазинчики, маленькие офисы, хостелы. Возможно где-то ещё живут люди.
Китайцы, корейцы, японцы в начале 20 века составляли почти половину населения Владивостока. В закрытом городе иностранцы почти не появлялись. А что было после открытия города, попробую рассказать в следующей части.
Комментарии приветствуются. Подписывайтесь на канал. Поощрите автора лайком, ему будет приятно. Продолжение здесь.