Найти в Дзене
13-й пилот

Трудовая книжка офицера запаса-2000. В поисках новой работы

Наш путь во мраке. Фото автора (ИИ)
Наш путь во мраке. Фото автора (ИИ)

Было стыдно перед работниками РайПО, словно меня уличили в чём-то предосудительном. А я всего лишь захотел поменять работу. Врёшь, Толя, не поменять, а уйти с работы. Ладно, уйти. Никакого плана на трудоустройство у меня не имелось. Позорное отступление на неподготовленные позиции. Собственно говоря, сам не понял с какого перепуга написал заявление об увольнении. Причина, конечно, давно назревала, но конкретного повода, толчка не было. Написал заявление, подписался, всё — назад пути нет. Отдал кадровичке, попросил никому не рассказывать — не хотел, чтобы праздник кооперации приобрёл привкус прощания с начальником. А то ещё пойдут работники в разнос от радости. Позвонил в Облпотребсоюз, проинформировал. А после праздника решил уведомить администрацию района — она же меня выдвигала на должность председателя совета РайПО.

В понедельник после планёрки у куратора остался в кабинете, ожидая, пока все выйдут из кабинета.
- Что у вас, Анатолий Александрович, - обратилась ко мне куратор, когда закрылась дверь, и мы остались одни.
- Ухожу из РайПО, заявление написал, Облпотребсоюз проинформировал.
- Вы не погорячились, - удивилась куратор.
- Нет.
Дама нахмурилась и ненадолго задумалась, глядя в окно.
- Вам надо самому об этом главе сказать, всё-таки, это его инициатива была.
- Хорошо. Сделаю это, как только у главы будет возможность.
- Удачи вам, она вам не помешает.
- Спасибо.


Решил не тянуть резину и поднялся на второй этаж в приёмную. У главы никого не было, попросил секретаршу доложить главе, что мне нужно две минуты его драгоценного времени. Глава разрешил зайти, и я с неспокойным сердцем переступил порог главного кабинета района.
Пока поднимался по лестнице и шёл по коридорам, проиграл мысленно предстоящий разговор, который не сулил мне ничего хорошего. Но в глубине души мне хотелось, чтобы глава удивился и стал меня упрашивать остаться рулить потребобществом. Типа: «Ты что, Анатолий! У тебя хорошо получается, ты — молодец! Продолжай в том же духе, а мы тебя поддержим в твоих начинаниях».

Глава встретил меня с непроницаемым лицом. Повторил ему ту же фразу, что и куратору. Ни один мускул не дрогнул на лице главы, он на мгновенье отвёл взгляд в сторону, а потом сказал ровным голосом:
- Дело хозяйское. Я тебе возможность дал проявить себя, теперь выплывай сам.
- Спасибо, что предоставили такую возможность попробовать себя на самостоятельной работе. Извините, что не оправдал, -
сбивчиво пробормотал я и поднялся со стула. Две минуты истекало.
Глава промолчал, и я вышел из кабинета красный, как варёный рак.
Интересно, успела куратор главе доложить, пока я поднимался к нему, или он давно уже меня ждал с этим известием? Что тут скажешь… Молодец глава — отправил меня в свободное плавание по жизни, чего хотел, того и добился. Красавчик! Поставил на мне жирный крест и будет со стороны наблюдать, как я буду в районе барахтаться без его протекции. Ой, Толя, не слишком ли много ты себе важности придаёшь в глазах главы? Может быть он про тебя сразу забыл, как только за тобой закрылась дверь его кабинета. Ты для него - расходный материал, ветошь. Вытер руки, выбросил и забыл.
Хватить себя жалеть, сам заварил кашу. Начинай искать работу, ветошь.

В конторе РайПО царило послепраздничное настроение, народ смаковал подробности прошедшей гулянки, гвоздём которой неожиданно стал председатель совета. Это я понял по многозначительным улыбкам работников, которые мне повстречались на пути в кабинет. Кадровичка — кремень! Надо же, никто ещё не знает про заявление. Только успел подумать про кадровичку, как она заявилась в кабинет. Без бумаг. Всё-таки, любопытство победило, знает, что я в администрации докладывался про увольнение.

- Ой, Анатолий Александрович, все конторские в восторге от ваших талантов петь и танцевать. Такая жалость, что вы уходите, мне даже и не хочется девчатам настроение портить этой новостью.
- И не надо портить, новость их особо и не касается, пусть правление спокойно работает.
- Какую же администрация района вам работу предложила?
- Никакой.

- Как — никакой! Вы же там работали, оттуда пришли…
- Алексеевна, давно уже пора понять, что я не вхожу в номенклатуру администрации.
- Как же мужику без работы?.. Хотя, у вас военная пенсия есть, не помрёте с голоду.

- Что-нибудь найду за две недели отработки.
- А когда вы нашим про увольнение скажете?
- Через неделю, на последней планёрке.
- Ну, ладно, я пошла…


Кадровичка ушла, а я принялся приводить в порядок свои бумаги, уточнять последние действия на оставшееся время. Заместитель у меня есть, бумажки ему передам, а правлением руководит надёжный кадр, эта не допустит неуправляемого краха, будет держать РайПО на плаву до последнего. Сомневаюсь, что она потянет организацию нового потребобщества, не того склада человек, без квалифицированного юриста не справится. Но все «болванки» документов по организационным вопросам ей передам. Мы с ней уже эту тему обсуждали, она была не против, но подразумевалось, что основным локомотивом буду я. Неудобно перед женщиной, что локомотив сошёл с рельсов. Интересно, а кого теперь на должность председателя совета будет рекомендовать администрация района? Дождусь её реакции на моё увольнение, если кандидата не предложат, надо будет поработать с правлением — пусть своего выдвиженца проталкивают. Ой, Толя, хватит тебе за РайПО беспокоиться, мавр своё дело сделал. Не пропадёт без тебя РайПО, а тебе надо искать работу.

Поиски работы решил начать с бюджетных организаций — все начальники мне знакомы. И я им знаком. Однако, уже после посещения трёх учреждений понял, что для меня эти знакомства не работают. Один начальник сказал, что работы у него для меня нет, другой, что он принимает работников только по согласованию с администрацией района, а третий откровенно сказал, что мог бы мне найти должность, но просить за меня к главе района не пойдёт. Мол, реши свои проблемы с главой, потом будем разговаривать. Опа-на! У меня, всё-таки, есть проблемы с главой района. То-то начальники как-то напрягаются при моём появлении в их кабинетах, раньше такого не замечал. Глава включил в райцентре режим остракизма для меня? Ерунда какая-то… Что я ему такого сделал?

Признаться, обижаться на своих знакомцев и не думал: своя рубашка ближе к телу, с чего бы им заботиться обо мне. Просил делиться информацией о вакансиях в станице и уходил. И такую информацию получил: в управлении сельского хозяйства уволилась дама, которая сидела на сборе данных о ходе работ у земледельцев района. А управление это находится в пяти минутах ходьбы от дома. И статистикой мне нравится заниматься, давно хотелось вникнуть в подробности земельных вопросов и сельхозпроизводства. Пошёл к начальнику управления, которого неплохо знал по работе в администрации района. Ожидал, что он тоже может мне откровенно отказать сославшись на мои проблемы с главой. Но вышло всё иначе. Плохо знал, оказывается.
- Александрович, у тебя какое профильное образование? Ну, как я тебя могу взять на эту работу? Где —военная авиация, и где — сельское хозяйство? Кто же меня за умного посчитает, если приму тебя, когда кандидатов со специальным образованием на эту работу море.
- Ты считаешь, что со сбором данных в телефонном режиме я не справлюсь?
- Извини, у нас же есть специальная терминология, в ней надо разбираться, а ты…
- А я быстро учусь.
- И не проси, не могу тебя принять, извини.


И на этого начальника я не обиделся, хотя неприятно было выслушивать его доводы. Знаю уровень квалификации этого начальника управления и не самого высокого мнения о ней. Мой годок, после срочной службы шоферил, переместился работать водителем в райком, закончил заочно институт, и успел на последний подъём советского социального лифта. Быстренько отметился на разных руководящих должностях и оказался в обойме главы района. Из тех кадров, которые за глаза уважительно называли главу «папой». Любитель важничать перед такими бесталанными сверстниками, как я. Запасник-железнодорожник презрительно величал начальника управления сельского хозяйства «шофёром», а когда я засомневался в справедливости такого прозвища уважаемого в районе человека, Серега убедительно выдал: «Толя, не обольщайся, этот «троечник» купил диплом за баранов. Тёща мне рассказала как он учился в школе». Ну, не знаю, тёще, конечно, видней, она всю жизнь проработала в местной школе. Хотя, обычно, учителя гордятся своими учениками-начальниками: «Я его учила!» А Серёга — не местный, он сам свысока к местным кадрам относится. Горожанин, что с него взять.

Я обиделся на начальника управления сельского хозяйства чуть позже, когда узнал, что он принял на работу мобработника администрации района, который когда-то сменил меня на этой должности в администрации. Мобработник - запасник, полковник РВСН, который, наверное, в армии был ближе к полевым работам, чем лётчик-истребитель. За какие грехи переместили полковника в управление сельского хозяйства не знаю - ходили разные слухи, но начальник управления так распинался передо мной о необходимости узкого специалиста, что я на него теперь обиделся. Мог бы прямо сказать: «Кадрами у меня рулит глава», так нет же — развёл антимонии, строил из себя самостоятельного начальника. Тьфу!

Через неделю поисков работы по бюджетным организациям понял, что путь туда мне закрыт. Даже заведующая отделением Сбербанка намекнула мне, что без разрешения главы она меня и охранником не возьмёт, и заикаться обо мне перед главой не станет — своих проблем хватает. А Сбербанк, между прочим, совсем не муниципальное учреждение. Зато муж заведующей — фермер.
Чтобы получить место специалиста в райцентре, хотя бы в перспективе, надо идти к главе бить челом. А как мне к нему идти, если он внятно сказал, мол, выплывай сам. Пора снизить планку требований к будущей работе.

Земляк — начальник предприятия ЖКХ, к которому пришёл уже изрядно упавший духом, тоже посоветовал мне идти к главе, мол, он отходчив, проси хорошо, не сразу — выдержит в отстойнике годик, но даст должность.
-
Могу тебя пристроить на «Роднике» оператором, будешь следить за наполнением резервуаров водой для станицы. Только придётся на курсы съездить. Я сейчас подбираю кадры на новую систему водокачки.
- Можно и на курсы съездить.
- Слушай, это — не солидно для тебя, но если уж припрёт… Жду звонка в течение недели, после этого беру другого человека. А лучше - иди-ка ты, паря, к главе, не кобенься.
- Договорились. Как у тебя бывший райповский кадр себя показал?
- Нормально, вникла в бухгалтерию быстро, пока что претензий нет.


Ну, что, Толя, опять на рабочую профессию? Водокачка на отшибе за станицей, минут двадцать ходьбы от дома и, кстати, мимо первой работы на гражданке. Качать воду на станицу — полезная деятельность для общества. Жаль, что скучная — сутками одному сидеть. Зато время подумать будет.