Утром после неудачных поисков одной неизвестной в широких кругах пещеры едем почти куда глядят глаза. А глядят они на заманчивые плато, вверх, выше, по красивому грейдеру, которому, к слову, позавидуют дороги Карелии.
На одном уровне с нами взлетают белоголовые сипы, которые занесены в Красную Книгу России, редкие, но только не здесь, мы их видим чуть ли не в каждом месте, где бываем, пожалуй, самый распространенный падальщик в Дагестане.
Езда по горам, наверное, самое тяжелое испытание для водителя, и я говорю не про уровень мастерства. Тут не знаешь, куда смотреть, на дорогу или на виды, открывающиеся внизу или сбоку, поэтому приходится останавливаться часто. Вечному пассажиру повезло больше, он впитывает глазами, жадно поглощает пейзажи.
Правда, при дневном освещении всё не так поэтично, как могло бы быть на рассвете или закате. Тени погружают ложбинки в жёсткий чёрный, но уж что имеем, нет того теплого света на освещенных участках гор.
Зато машина, едущая по узкой каменистой дороге, ведущей в никуда, смотрится неплохо.
Нашли хорошую площадку для отдыха и встречи рассвета. Но остаться не можем, впереди еще весь Кавказ!
Но и уехать по другой дороге нельзя, произошёл обвал, и грунтовка закрыта, а огромный экскаватор, ее ремонтирующий, смотрится, как обломок астероида в космосе.
Дорога, засыпанная селем, дальше выглядит также, как и все дороги горного Дагестана. Холмы и террасы — рисунок великого художника, именно этим Дагестан отличается от других кавказских республик.
По пути в еще одно туристическое место заворачиваем на реку, постирать одежду, накопившуюся за поездку по сухим безводным степям. Кстати, по остаткам хозяйственного мыла у камней, мы явно не единственные, кто здесь стирает.
Из любопытства поднимаемся по тропинке выше и что мы видим? Остатки мельницы, даже деревянный желоб сохранился.
Неподалеку слышен характерный шум. Неужели водопад? Еще немного прошли — и точно! Красивый двойной каскад, человечек полез вниз любопытства ради и заодно показывает вам немаленькие масштабы водного объекта.
И если здесь мы снова окунулись в первозданный Дагестан без туристов, то сейчас отправимся в другое место со скопищем оголтелых посетителей. Называть его смысла нет, просто посмотрим фото и немного опишем то, что увидели.
Теснина у входа не кажется такой огромной, какая она есть на самом деле: вход – небольшая неприметная расщелина чуть выше человеческого роста в высоту. Зато то, что представляется сразу от входа – это потрясает, будто оказался в большом резервуаре для воды.
Однако вода тут вроде бы ни при чем, своды теснины образовались в результате трещины в плато. Группы туристов идут по центральной аллее, не заглядывая в укромные уголки, что дает возможность побыть одному в абсолютной тишине в более узких расщелинах, чем эта.
Можно забраться туда, куда с первого взгляда нет тропы. И это очень интересно. Только немного рискованно, над вами могут нависать такие небольшие скалы, как на фото ниже.
А еще тут можно пофантазировать, увидев в узких щелях глаз большого брата, наблюдающего за тобой. Или представить, что бездна вот-вот поглотит тебя и ты больше никогда не увидишь голубого неба.
В таких условиях отсутствия яркого света в трещине могут жить только стойкие папоротники и мох, любящий влажность.
Конечно, чтобы передать масштаб сего природного творения, пришлось просить человека стать в кадр, толп не надо, одного достаточно. Это мы зашли в ответвление с обвалом, очень темное и узкое, никто сюда не идёт, нам на руку.
В целом, объект даже понравился, на входе толпы, но потом можно уйти в глухие уголки и побыть вдвоём, целиком насладившись первозданной красотой и спокойствием природы.
Ух, а теперь на свет! И снова змейкой вьется дорога вниз, теперь мы окончательно спускаемся к реке, путь неблизкий, так высоко мы забрались.
По пути замечаем бегущих впереди птиц, наподобие наших куропаток. Это кеклик, он же каменная куропатка. Поведение у них и впрямь от этого семейства, а вот внешний вид впечатляет, яркий наряд. Дали себя поснимать из машины, потом, не торопясь, скрылись среди камней на обочине.
Вот уже показались дома внизу, за поворотом река. Очень здорово ездить по новым для тебя дорогам, всё впечатляет, всё хочется разглядывать, везде остановиться.
Кажется, дело идёт к вечеру и горы одевают прозрачное синее покрывало, как скромная горянка, укрывая от нас детали своего лица.
К реке Андийское Койсу мы спускаемся уже в сумерках, ища место для ночлега, в этой части республики мы не бывали, поэтому никаких точек нет. Проверили съезд к реке, но там неровно, да и вода в нескольких метрах, останавливаться так нельзя.
Другой берег манит красивым лужком, но там пасутся коровы, возможно, чье-то пастбище, ломиться туда в ночи было бы некрасиво, по-любому приедет гостеприимный хозяин.
Ну, делать нечего, поедем туда наугад, как обычно, ища карман у дороги. И такой нашли, отличное укромное место за самыми колючими кустами в мире, на краю обрыва, ни одни шакал не пройдёт.
Ах да, забыли сказать, куда мы приехали, чтобы наутро взобраться на вершину, – к руинам неприступной Преображенской крепости.
А сейчас располагаемся на ночлег в не самом удачном месте, как оказалось. Как только горы погрузились во тьму, отовсюду начали доноситься крики шакалов, и довольно с близкого расстояния, насколько мы смогли судить. Как хорошо, что мы спим не в палатке, подумалось нам. Но это всё ерунда. Самое интересное приключилось ночью, около двух часов мы были разбужены выстрелом прямо рядом с машиной. Громкие голоса. Мы в таком напряжении, какого не ещё не испытывали никогда. Снова выстрел…
Пока я пишу продолжение рассказа, вы можете полистать блог и почитать другие наши статьи.