Друзья, на днях коллеги из Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково» напомнили всем в своей группе в социальной сети вКонтакте о 5-летии проекта «Авторские ёлки в Музее керамики», стартовавшем в декабре 2018 года выставкой произведений прославленного гжельского художника Валентина Розанова.
Этот проект был задуман в тяжёлый момент в судьбе Государственного музея керамики в Кусково, когда ещё шло обсуждение возможности оптимизации музея и его переименования, для привлечения внимания общественности и посетителей усадебного комплекса «Кусково» к уникальному музейному собранию авторских произведений искусства, прежде всего художников керамистов и стекольщиков ХХ и XXI веков. Первым на инициативу творческого коллектива отдела «Музей керамики» откликнулся именно Валентин Розанов.
Государственного музея керамики в Кусково на музейной карте Москвы больше не существует, его поглотил Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково»...
Однако выставка 2018 года «Гжельская зима Валентина Розанова» открыла новую дорогу художнику, на которой он оказался первопроходцем. Ежегодно к Валентину Розанову обращаются многие музеи с просьбой украсить новогоднюю ёлку авторскими фарфоровыми игрушками и шарами. В этом 2023 году гастроли привели художника в Выставочный зал им. О.А. Коняшина Музейно-выставочного центра г.о. Электросталь Московской области. Спешите видеть!
Валентин Розанов – один из наиболее активных и плодовитых художников, продолжающих и развивающих традиции Гжели – прославленного центра русской расписной керамики.
Гжель – старинный гончарный район Подмосковья, впервые прославившийся поставками ко двору царя Алексея Михайловича (1645–1676) пластичных глин для изготовления «аптекарских и алхимских сосудов». Село в верховье реки Гжель, входившее в состав дворцовых, упоминается в 1339 году в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты, завещавшего его старшему сыну Семёну. Гжель и её округа не знали крепостного права. Государевы крестьяне имели больше свобод и проявляли свои таланты в различных областях экономической деятельности. Сегодня в истории этого керамического центра уже выделяют пять этапов промышленного развития. Ценина, майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор – для Гжели не просто термины, а эпохи, в период которых каждый раз происходило рождение уникального направления в керамике. Фарфоровая сине-белая с золочением Гжель – это детище энтузиастов, возрождавших промысел в 1950–1970-е годы. И Валентин Розанов – один из них.
После окончания Абрамцевского художественно-промышленного училища в 1974 году Валентин Розанов пришёл работать в Производственное объединение «Гжель» простым мастером росписи тиражной продукции и вскоре стал ведущим художником промысла.
В разные периоды Валентин Розанов являлся главным художником четырёх фарфоровых производств, и благодаря этому опыту – чутко улавливает потребительский спрос. Так, одним из первых в России он откликнулся на европейскую модную тенденцию украшать ёлку фарфоровыми игрушками. В новогоднем ассортименте изделий его мастерской – животные восточного календаря и обитатели родного русского леса – белки и снегири, оригинальные шкатулки и подарочные коробки.
Особенно выделяются на ёлке уникальные тонкостенные и при этом весьма крупные – около 15 см – технологически сложно производимые фарфоровые ёлочные шары с самой разнообразной и затейливой росписью. Глядя на самые излюбленные художником образы сказочных птиц, многие вспоминают двустишие – «Мы длинной вереницей идём за синей птицей» – и декор становится благопожелательным.
Синяя птица – всемирно известный символ счастья, сказочный персонаж, придуманный бельгийским писателем Морисом Метерлинком. Но особенно значима для России. Любопытно и то, что самой первой постановкой пьесы на сцене стала работа русского режиссёра Константина Станиславского в Московском художественном театре в 1908 году. Пьеса Метерлинка повествует о том, как брат и сестра, отправляются на поиски синей птицы счастья. Вернувшись домой после многих испытаний, дети обнаруживают, что живущая у них в клетке голубка-горлица – синего цвета.
По мнению современного прозаика, поэта и публициста Дмитрия Быкова, пьеса «Синяя птица … может быть, лучшая в XX веке. Не только потому, что она учит верить в мечту и искать Истинные Блаженства… а потому, что она – как и всё символистское искусство – учит правильному мировоззрению».
Из романтической сказки следует вполне житейская мораль – в духе воззрений французского философа-просветителя Вольтера: надо растить свой сад, довольствоваться малым, видеть радость в повседневности. Валентин Розанов указывает, что в России эта мораль знакома по народной поговорке: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Наши соотечественники давно знают, что «Синяя птица» обитает в подмосковной Гжели!
«Гжельские ёлки Валентина Розанова» рассказывают, в том числе, и о прижившемся в России обычае отмечать наступление Нового года по восточному календарю и о производстве сувениров животных-талисманов.
Важно вспомнить, что с 1983 года начинают восстанавливаться дипломатические отношения между СССР и Китаем. Советское центральное телевидение через передачу «Клуб кинопутешественников» регулярно рассказывает о традиционной культуре китайцев. В одночасье распространяется мода на всё китайское – как привозное, так и созданное на новой волне дружбы внутри страны. Особенно прижились «китайские» животные – покровители года.
В наше время уже многие люди верят, что год, под знаком которого они родились, определяет их личностные, физические, умственные качества и определяет успех, удачу, счастье в течение всей жизни. Как талисманы, животные восточного гороскопа в поздне-советское время чудесным образом прижились в России и стали популярным подарком к Новому году.
Как сообщают нам словари, талисман – это магический предмет или животное, назначением которого является принесение счастья и удачи его владельцу.
Валентин Розанов также обращается к теме китайского гороскопа, но с долей народного юмора. Так 2020 год наступил под знаком мыши. Но в этот же год Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии коронавируса COVID-19. А средства массовой информации распространили слух о возникновении болезни в китайском Ухане от заражения при поедании супа из плохо проваренных летучих мышей.
«Гжельская летучая мышь» – это уже традиционный оберег, который можно носить на теле как галстук-бабочку, либо выставить на всеобщее обозрение для защиты дома уже на ёлке.
В ХХ веке фарфор в сине-белой гамме росписи Гжели стал символом живого народного искусства России. Валентин Розанов виртуозно использует наследие подмосковного промысла, демонстрируя его актуальность и непреходящую моду на Гжель!
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив