Свободный и ответственный выбор человека проявляется и в условиях саморегулирования сложных общественных систем (экономической, политической, социальной (коммунитарной) и духовной) и общества в целом. Можно решить, что раз это саморегулирование, то оно происходит без участия человека, его воли и желаний, но это не совсем так. С одной стороны, саморегулирование общества действительно совершается по объективным законам общественного (исторического) развития, но, с другой стороны: «История не делает ничего, она “не обладает никаким необъятным богатством”, она “не сражается ни в каких битвах!” Не “история”, а именно человек, действительный, живой человек – вот кто делает всё это, всем обладает и за всё борется» [К. Маркс, Ф. Энгельс. // Соч. – Т. 2. – М.: Политиздат, 1955. – С. 3-230.]. А раз так, то и изучать следует не только объективные законы истории, но и действительного, живого человека, роль личности в истории, а что касается настоящего и будущего (футурологического прогноза), то и при их изучении следует учитывать, какие индивиды из реально имеющихся и каким образом окажут влияние на настоящее и будущее, каким должен быть их свободный выбор (и какова вероятность того, что он будет именно таким?) для того, чтобы саморегулирование и самоорганизация общества и всех его подсистем проходили в позитивном направлении.
Общество, безусловно, самоорганизующаяся система. Но значит ли это, что люди должны отказаться от реализации сознательно-волевого начала в деятельности по преобразованию и развитию общества, от управления социальными процессами, от изменения общества, его подсистем и процессов в нём происходящих, в позитивном направлении, от совершенствования наличных социальных отношений, в сторону их оптимизации и гуманизации? Можно ли заменить стихийность процесса социального развития – планомерностью? Некоторые уверены, что в отличие от революционаристской доктрины марксизма прагматический менталитет не ставит своей целью преодолеть «стихийность» социального развития. Самоограничение человеческого ума, присущее социальному прагматизму, отражает реалии стабильного образа жизни, основанного на доверии к естественному ходу истории, т.е. к безличным механизмам социальной саморегуляции, которые сами по себе, независимо от теоретиков, подсказывают людям императивы экономической и социальной целесообразности [К.Х. Момджян]. Однако, с такой позицией нельзя согласиться. Уже в XX в. «целесообразная стихийность» и «безличные механизмы социальной саморегуляции» унесли сотни миллионов человеческих жизней и поставили мир на грань глобальной экологической катастрофы. А в XXI в. они же грозят полностью уничтожить человечество и прекратить его историю. Такая вот «целесообразность». Поэтому спасение человечества и пути решения глобальных кризисов видятся именно в том, чтобы заменить стихийную «целесообразность» – сознательной, а «безличные механизмы социальной саморегуляции» – личностными, сознательно-душевно-духовными.
Следует помнить о том, что общество сохраняется и движется вперёд через активную деятельность людей, причём не любую, а только положительную активную деятельность. Отрицательной активной деятельностью общество вполне может разрушаться и двигаться назад. Положительная деятельность, отнюдь не синоним созидательной, точно так же как отрицательная – не синоним разрушительной. Созидательная может быть как положительной, так и отрицательной и разрушительная может быть как отрицательной, так и положительной. Созидание концлагеря это отрицательная деятельность, а его разрушение – положительная. Положительная деятельность, активность и творчество являются следствием положительного развития человеческого духа, которое обязательно должно подкрепляться положительным развитием сознания и, особенно, души. Следовательно, для быстрого и гармоничного развития всего общественного организма нужно заботиться не только о формировании зрелого интеллекта, но и о формировании зрелого духа и зрелой души.
(Подробнее см.):
Но как добиться их положительного развития? Через диалектику социального и духовного развития отдельного индивида и общества в целом.
(Подробнее см.):
С одной стороны, справедливо утверждение о том, что каждый человек оказывает активное воздействие на развитие общественных отношений, следовательно, положительное развитие сознания, души и духа каждого человека должно привести к положительному развитию общества. С другой стороны, положительного развития отдельного человека и его духовного мира не может быть без положительной динамики общественных отношений. Следует стимулировать развитие человека, это должно стать преамбулой не только философии, но, прежде всего политики и должно найти своё отражение в соответствующих государственных программах.
Экологический кризис нарастает во всех странах мира. Это позволяет сделать вывод о том, что его причины не сводимы только к классовым, культурным и социальным противоречиям, а имеют основания в глубинных ценностях, которыми руководствуется современный человек. Экологический кризис – внешнее проявление, за которым стоят противоречивые трансформации духовного мира человека, его мировоззренческие установки, отношение к себе, другим, окружающему миру, в т.ч. и к природе. Именно система антропологических ценностей выступает смысловым ядром всех негативных трансформаций окружающего мира. Поэтому для преодоления угрозы глобальной экологической катастрофы необходимо эти ценности выявить, сформулировать и наметить пути их изменения. Ценности, в конечном счёте, обусловливаются потребностями, а потребность – это определенная нужда человека в некоторой совокупности внешних условий его бытия, привязанная к внешним обстоятельствам, обусловленная его сущностными свойствами и природой. Потребность, не обусловленная природой и сущностью человека – является псевдопотребностью. Удовлетворение потребностей не было бы проблемой, если бы у человека не было желания расширить круг своих удовольствий, путём удовлетворения псевдопотребностей. Взамен удовлетворения жизненно необходимых потребностей возникает потребительство. Потребительство – преимущественная направленность на потребление в ущерб духу и душе, причём связанная с удовлетворением псевдопотребностей. Усиливающиеся деструктивные явления ещё раз показали необходимость очеловечивания человека. Дефицит духовности оборачивается преступлениями против человека и общества.
Поэтому нужно заниматься и духовным и социальным (нравственным) развитием человека. До тех пор, пока этим не начали заниматься государство (которому это не очень то и нужно, его и так неплохо кормят) и общество, остаётся заниматься только саморазвитием. Получайте мотивацию на саморазвитие и, вперёд! В добрый путь!