Найти тему
НИЧЕГО ЛИШНЕГО

Волшебство церковных сводов

Григорий с братом
Григорий с братом

В селе Утевка близ Самары В 1858 году родился мальчик. Младенец появился на свет без ног и рук – «гладкий, словно яйцо». Убитой горем матери советовали перестать его кормить, ведь, все равно, не жилец. . Спас их дед мальчика, пообещав взять новорожденного Григория к себе на попечение.

В селе Утевка формировалась личность Григория Журавлева под пристальным взглядом заботливого деда. Он свободно передвигался по дому и двору и часто отправлялся на увлекательные прогулки к речке. Однажды мальчик чуть не стал добычей орла. Но провидение спасло ему жизнь, тем самым подарив миру великого художника. Мастерски держа во рту веточку, он творил на земле удивительные фигурки – людей, дома, животных.

Увидев творческий потенциал мальчика, местный учитель, будь то из доброты, шутки или ради благородных целей, решил научить его грамоте. И оказалось, что Григорий обладает необычайным умением учиться! В школе он провел всего два года. В этот период смерть деда стала неотвратимым поворотом событий. Но даже за эти 2 года обучения он усвоил всё, что только можно. Теперь он, словно литературный архитектор, составляет письма за соседей, разрабатывает протоколы экзаменов, ведет записки и создает портреты друзей.

Любовь к чтению в корне изменила жизнь Журавлева, превратив его дом в настоящую книжную сокровищницу. Односельчане обожали его за бодрствующий и общительный характер – ни одно событие, будь то рыбалка, свадьба или гулянье, не обходилось без его участия. Однако в самом глубоком уголке сердца Григорий Журавлев лелеял великую мечту – стать художником.

С самого детства его сердце откликалось на волшебство церковных сводов, но не столько из-за глубокой набожности, сколько по истинной любви к иконам. Заглядывая в умиротворенные лица святых, он часами погружался в мир духовной красоты.

Однажды, с полной уверенностью в собственном призвании, Григорий Журавлев заявил:

"Господь даровал мне свой дар!"

И семье не оставалось ничего, кроме как поддержать его в этом непростом решении.

В 1873 году, едва исполнилось 15 лет, Григорий Журавлев вступил в ученики к художнику-иконописцу Травкину, правда, всего на несколько дней. После этого он самостоятельно углублялся в изучение анатомии, перспективы и канонов иконописи, преисполненный верой в свой исключительный дар.

Родные помогали ему, чем могли – разводили краски, чистили кисти… Брат и сестра сопровождали Григория в течение всей его жизни, несмотря на то, что у Журавлева появились собственные подмастерья, и вся вспомогательная работа легла на их плечи. Первые продажи икон начались, когда художнику было всего двадцать два года. Он трудился с увлечением и результативностью. Некоторые из его икон были подарены самарским чиновникам, и вскоре местные богатеи стали стремиться к его работам. Однако Григорий Журавлев не забывал и о простых людях, ибо в каждом доме Утевки возвышались его иконы, подписанные на тыльной стороне:

«Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий».

В 1884 году Григорий Журавлев передал царевичу Николаю, будущему последнему российскому императору Николаю II, уникальную икону, "писанную зубами по вразумлению Бога", через губернатора Самары. За этот непроизвольный труд иконописец получил высокую награду в виде ста рублей, считавшихся значительной суммой в те времена. Известно, что сам император Александр III лично выразил интерес к творчеству Григория Журавлева и, возможно, даже пригласил его в императорский дворец, хотя официальные детали встречи остаются загадкой.

Всего через год произошло еще одно удивительное событие в жизни Григория Журавлева. Художника, лишенного рук и ног, пригласили для росписи Троицкого храма. Перед ним встала непростая задача – воссоздать творческий подвиг Микеланджело, несмотря на свои физические ограничения. Это предприятие было поистине уникальным, даже для здорового человека подобные вызовы несут в себе немалые трудности...

-2

Иконописца каждое утро поднимали на высоту двадцать пять метров, привязывая его к люльке. С зажатой в зубах кистью он предавался творчеству, воплощая образы святых.

-3

Он каждый вечер боролся с невыносимой болью, не в состоянии разжать челюсти. Его сестра, со слезами на глазах, согревала судорожные челюсти горячими полотенцами, а на следующее утро Журавлев снова отправлялся в храм. Этот процесс продолжался несколько лет, и слава о храме, расписанном художником, лишенным конечностей, разнеслась по всей России.

-4

Репортеры осаждали Журавлева, студенты Петербургской Академии художеств приезжали, чтобы увидеть его творение. Считается, что Журавлев также внес свой вклад в формирование архитектурного облика храма.

-5

Произошла еще одна встреча с Романовыми, которая стала важной вехой в жизни Григория Журавлева. Император Николай II поручил художнику создание нескольких икон (по другой версии – группового портрета царской семьи). Годами Журавлев трудился над этим заказом, в результате чего император воздал ему честь, предоставив пожизненное содержание и подарив коня-иноходца.

Искусствоведы согласны в том, что Журавлев действительно был выдающимся мастером иконописи. В его альбомах можно почувствовать, как строгий церковный канон сталкивается с его стремлением к творческой свободе, как он уважал традиции, но неизбежно вносил что-то свое, новаторское.

В 1916 году здоровье художника подорвала тяжелая болезнь. Жизнь Григория Журавлева ушла, унесенная краткой борьбой с чахоткой...

Троицкий храм
Троицкий храм

После революции церковь не действовала, в ней хранили зерно. Понадобилось 110 лет, чтобы о нем узнал весь мир. Троицкий храм был реставрирован и восстановлен. 19 июня 2000 г. были подняты два купола с крестами и вновь зазвенели колокола над старинным селом, напоминая нам о том, что жил и творил художник от Бога Григорий Журавлев.

Вечная память!

Автор: CEDANA

Спасибо, что заглянули на мою страничку.