Найти тему
Animals

Ряба

Оглавление

А ещё своим острым обонянием она учуяла незнакомый и тревожный запах. С опаской увидела вдали еле уловимое слабое движение, а потом услышала крик, очень похожий на плач человеческого ребёнка...

Внешность Рябы была весьма необычной и забавной: вся в крапинку - пестрела так, что аж в глазах рябило. Потому и стала Рябой.

И вовсе она была не курицей, а коровой. С рогами, копытами и прочими коровьими принадлежностями.

На фоне деревенских Зорек, Ночек и Дочек, Ряба выделялась ещё и удивительно непокорным нравом: видимо, она не считала себя коровой или вообще в прошлой жизни была рождена кошкой, а потому и гуляла сама по себе.

Встретить её рогатую пёструю мордашку можно было повсюду: в соседском огороде, у магазина, на лесной полянке или даже в чужом хлеву….

Это сейчас в деревнях единственную бурёнку чуть ли не за деньги туристам показывают, как великую достопримечательность, а лет пятьдесят назад не иметь в своём хозяйстве кормилицу считалось постыдным, а потому и стада были многочисленные – работы пастухам хватало и без вздорной коровы.

Мало того, что кормилица из Рябы была так себе, да ещё и норовила удрать постоянно с глаз долой. Вернётся под ночь домой: весь день где-то бродила, молока почти нет, послушает брань хозяйки, да и спать идёт довольная.

- Окаянная! У всех коровы как коровы, а моя дурища помыкотная какая-то, чтоб тебя волки в лесу забодали! Сейчас как дам хворостиной, дубина стаеросовая... Иди уж, поешь что ли, тощая, как старый лисапед Михалыча, небось опять весь день дрягалась где-то… - беззлобно ругала свою любимицу тётка Дуся.

А утром «помыкотная» корова вновь отправлялась в увлекательные странствия, доводя до кипения местных пастухов.

Однажды Ряба не вернулась вечером домой. Хозяйка провела бессонную ночь, напрасно прислушиваясь к каждому шороху, а утром пошла на поиски. Но ни к стаду, ни на зов тётки Дуси Ряба не вышла ни в этот, ни в последующие три дня...

Зверей в глухих рязанских лесах было достаточно, да только тот год сытный был для зверья, потому и списали пропажу бурёнки на лихих людей, а не на волков.

Втайне от тяжёлой на расправу Дуськи, местные даже радовались, что избавились от непоседливой коровы, а у той сердце заходилось каждый раз от горя, когда она заходила в опустевший хлев...

Жила она одна: детей не было, муж с войны не вернулся, а другого не захотела. Рябу она выкормила из бутылочки, когда маленькому колхозному телёночку выдали вердикт «не жилец». Зимой в морозы у печки держала, да с утра пораньше за парным молоком к соседке бегала.

Любимая Рябушка отвечала хозяйке полной взаимность и привязанностью, да только, как избалованный ребёнок, нашла на свою пёструю шкуру приключения…

*****

В тот день настроение Рябы было игривым: пару раз боднув молодого пастушонка и отбрыкавшись от настойчивого пса Полкана, она выбрала момент, чтобы уйти на свою любимую лесную полянку, где и трава была вкуснее, и листики сочнее, и вода в ручье слаще.

В отличие от своих соплеменниц, проводивших основное время в лежачем положении, жуя беспрерывно жвачку и лениво отмахиваясь от назойливых мух, Ряба постоянно двигалась.

В этот раз она и не заметила, как забрела гораздо дальше, чем уходила до этого дня. Как-то вдруг не по себе стало от внезапно пропавшего солнышка, которое скрыли густые кроны деревьев.

А ещё своим острым обонянием она учуяла незнакомый и тревожный запах. С опаской увидела вдали еле уловимое слабое движение, а потом услышала крик, очень похожий на плач человеческого ребёнка.

Это был совсем маленький, несколько дней от роду, лосёнок. Зрение у маленьких лосят совсем плохое, а потому малыш беспомощно топтался на одном месте и жалобно плакал.

источник фото: krasivosti.pro
источник фото: krasivosti.pro

Что случилось с его матерью, неизвестно, только было очевидно, что малыш голоден и обессилен. Весь облепленный приставучими слепнями, он пытался устоять на слабых дрожащих ножках.

Ряба подошла к лосёнку и лизнула его шершавым языком в мордочку, а лосиный ребёнок с жадностью припал к вымени своей спасительницы. Дальше он хвостиком последовал за Рябой, вновь и вновь подкармливаясь свежим молоком.

В ту ночь дорогу домой скитальцы так и не нашли. Где-то вдалеке Ряба улавливала знакомые запахи деревни, но осиротевший найдёныш тормозил её путь.

Ночь прошла без приключений, а ранним утром странники вышли к лесной сторожке…

- А чтоб вас! Напугали до вусмерти, окаянные, откольва вы туточки взялися? - изумлялся лесник Иван Анатольевич, или Толяныч, как прозвали его мужики в сельсовете.

Мужиком он был простым и добрым, сразу же понял, что лосёнок неспроста увязался за бурёнкой:

- Небось, волки мамку порезали, или лихие люди подстрелили, а может, мать сама не смогла выкормить потомство, а потому и оставила самого слабого, - объяснял Толяныч Рябе, которая внимательными умными глазами смотрела на маленького найдёныша.

На коровьем молоке лосёнок, которого назвали Васькой, быстро пришёл в себя и довольно резво скакал возле деревянной сторожки.

- Ну всё, айда! Окрепли, а теперь со мной в деревню, будем хозяев бурёнки искать. Не могу я вас у себя оставить, в город надо ехать на месяц, без людей вы в глухомани и пару дней не продержитесь, - собирался Толяныч в путь-дорогу.

Привязав на верёвку Рябу, путники двинулись в сторону ближайшей деревни. Лосёнок, не отставая ни на шаг от своей приёмной матери, скакал рядом...

*****

Необычная процессия взбудоражила всю деревню: ребятишки гурьбой окружили лосёнка, да и взрослые столпились у магазина.

- Бегите скорее за тёткой Дусей! Кликните, что Рябушка вернулась! - и вся ребятня с визгом, наперегонки рванула к избе тётки Дуси.

Со слезами та щедро одаривала сельчан сахаром из магазина. «Диво дивное» в виде лосёнка, который испуганно жался к Рябушке, решили оставить пока рядом с коровой.

- Через месяц вернусь из города, заберу к себе в лес. Не дело дикому зверью у человека жить, а пока пусть сил набирается, - мудро решил Толяныч и, выбрав момент, подошёл к тётке Дусе:

- Что, Евдокиюшка, не признала меня? Постарел так за эти годы? Уж и не чаял с тобой свидеться на закате жизни, да видать, сама судьба нас вновь свела...

- Как не узнать, Иван Анатольевич. Ты-то совсем почти не поменялся, белый только, как снег, стал, а я вот уж точно совсем старуха.

- Что ты, родная, для меня ты так и осталась молодой красавицей. Да что теперь об этом? Годы ушли. Вот в больницу еду в город: врачи подлатать старые раны хотят, может, ещё и поскрипим...

Ну, не поминай лихом, пошёл я. Знатная у тебя бурёнка, с характером. Ты уж присмотри за её находкой, да смотри не разбалуй его – лось тебе не домашний телёнок. Ну, бывай…

…Долго смотрела вслед Толянычу тётка Дуся. Ряба подошла к хозяйке, посмотрела на неё влажными глазами и пронзительно замычала.

- А ведь ты права, Рябушка, не заслужил он такой встречи. Спасибо, родная!

И она побежала за удаляющейся сгорбленной фигурой, вмиг почувствовав себя вновь помолодевшей, постройневшей и легкой:

- Постой, Иван! Возвращайся скорее, мы тебя ждать будем. Я молиться за тебя стану. Ты только возвращайся. Обязательно!

СВЕТЛАНА МАКАРОВА
Еще рассказы автора: Дзен-канал "На метле"